Формирование фонематического анализа у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством игровой деятельности

Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

На современном этапе развития специального (коррекционного) образования особенно остро встает проблема обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) родному языку. Для обучения письму и чтению имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают значительные трудности в обучении грамоте, это обусловлено недоразвитием основных компонентов языковой системы.

При выборе путей и средств преодоления речевых нарушений необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна еще и тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением т.к. русское письмо является звуковым.

Анализ слова на составляющие его звуки представляет сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности. У детей с речевыми нарушениями именно эта форма языкового анализа и синтеза оказывается наиболее нарушенной, что влечёт за собой нарушения чтения и письма.

В связи с этим развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с ОНР. Фонематический анализ, как всякое умственное действие, легче осуществляется с опорой на внешние действия и наглядные средства.

С помощью наглядно-игровых средств создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

В результате обследования, проведенного мною в начале учебного года, было обнаружено, что дети с ТНР испытывают затруднения, как в элементарных, так и в сложных формах фонематического анализа.

Планируя логопедическую работу по развитию фонематического анализа и синтеза, учитываю сложность различных форм этой функции и последовательность ее формирования в онтогенезе.

Для формирования умения выделять звук на фоне слова детям предлагаю игры:

  • поднять руку, если в слове есть заданный звук;
  • выделить из предложения слово, включающее данный звук;
  • отобрать предметные картинки, в названиях которых имеется заданный звук;
  • по сюжетной картинке назвать слова с заданным звуком;
  • добавить слог с заданным звуком, чтобы получилось слово;
  • дополнить предложения словами, в которых содержится заданный звук.

Игры на вычленение первого или последнего звука из слова и определение его места в нем (начало, середина, конец) представлены в Приложении №1. На определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам в Приложении №2.

Результаты обследования (см. диаграмму «Результаты обследования фонематического анализа») на начало и конец года позволяют сделать вывод, что использование на логопедических занятиях игровой деятельности повышает качество коррекционной работы, дает возможность выбора средств для проведения занятий, многократного повторения речевого материала с разными игровыми сюжетами. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт,активизируя познавательную деятельность.

Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста содействуют воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям. В частности, эмоциональный речевой материал и игровые приемы, отвечая потребности младших школьников в игровой деятельности, создают благоприятные условия для преодоления нарушения письма и чтения.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2010/01/tronina

Литература

  1. Л.Ф.Спирова Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи.- М., АПН РСФСР, 1957
  2. А.В. Ястребова Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. –М.,1984
  3. Л.М.Козырева. Различаем глухие и звонкие согласные.- Ярославль, Академия развития, 2006
  4. Л.М.Козырева. Загадки звуков, букв, слогов. - Ярославль, Академия развития, 2006
  5. Т.Б.Уварова. Наглядно- игровые средства в логопедической работе. / библиотека ж-ла «Логопед», М., Сфера, 2009