Организация и проведение праздника "Чистая речь" - как итог работы учителя-логопеда за учебный год (из опыта работы учителя-логопеда на логопедическом пункте в МОУ "СОШ № 48")

Коржакова Елена Юрьевна, учитель-логопед, МОУ "СОШ № 48", Новоуральск

Речь является одним из средств усвоения содержания образования, коммуникации между субъектами образования и показателем интеллектуального развития. К сожалению, в первый класс приходят дети, имеющие различные нарушения речи, в частности нарушения звукопроизношения, обусловленные стертой формой дизартрии, которые будут препятствовать успешно обучаться и адаптироваться в школе. Учитель – логопед на школьном логопункте, решая задачу устранения таких нарушений, обеспечивает индивидуальный, личностно - ориентированный подход в развитии ребёнка - логопата. Ежегодно в мае месяце мною проводятся итоговые открытые занятия праздники чистой речи с группой учащихся 1х-2х классов, имевших недостатки звукопроизношения.

Главной целью праздников является введение в речь звуков, которые были нарушены, развитие навыков самоконтроля за звуками, повышение мотивации говорить чисто и правильно. Речевой материал давался в течение года учащимся с учётом структуры речевого дефекта, особенностей ц.н.с., эмоционально-волевой сферы. На праздники приглашаются родители учащихся, учителя начальных классов, что повышает дополнительно мотивацию учащихся, их самоконтроль за речью.

Тема коррекционно-развивающего занятия: « Праздник Чистой речи».

Лексическая тема: Путешествие-игра.

Коррекционная тема: Введение поставленных звуков в связную речь.

Цель занятия: создание условий для закрепления поставленных звуков учащимся 1х классов путем включения в игру - соревнование 2х команд.


Задачи: развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л) в связной речи; обогащать и активизировать словарь по теме: «Скороговорки», «Загадки», «Пословицы», «Речевые песенки», «Птицы», совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; развивать просодическую сторону речи: темп, ритм, интонацию;
- развивать речеслуховую память; воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: эмблемы участников команд «Речецветики», «Весёлые язычки»; кассета с записью речевой песенки «Старый дед»; карточки со словами предложений - пословиц; предметные картинки яблок для оценивания выполнения заданий; призы участникам команд; шары для оформления кабинета.

Ход занятия:

  1. Орг. момент: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители. Приветствую вас на нашем праздничном мероприятии, посвященном итогам учебного года.
  2. Объявление темы: Приглашаю совершить увлекательное путешествие в страну Чистой речи. Если у вас не будет чистой и правильной речи сможете ли вы грамотно читать и писать? Будут вас понимать окружающие? Нужна нам чистая и правильная речь? Итак, чтобы наше путешествие было интересным, предлагаю его совершить в виде игры-соревнования 2х команд. Оценивание речевых заданий будет проводиться в виде картинок яблок – символов плодов нашей работы в учебном году. Чем больше команды заработают таких карточек, тем лучше. Предлагаю участникам команд представиться: назвать своё имя и класс. Затем учащиеся хором произносят название команд и свой девиз или правила речи: « Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре верно чётко говорим, никогда мы не спешим». Участники команд получали помощь учителя – логопеда на индивидуальных занятиях, где мы занимались постановкой и введением в речь разных звуков. Серёжа Баранов расскажет стихотворение «Почему», а вы догадайтесь, какой звук он научился правильно произносить. Спасибо, Серёжа. (Учитель-логопед хлопками оценивает правильность чтения стихотворения и просит повторить такой же ритмический рисунок Алёшу).
  3. В нашем городе будет несколько остановок, первая в городе Речевых песенок. Ребята, повторяйте за мной как можно точнее движения и слова речевой песенки «Старый дед». Оценивание пения карточками.
    А сейчас Саша Кустов расскажет четко и внятно, не спеша, стихотворение «Про упрямых баранов». Оценивание его произношения карточкой.
  4. Вторая остановка в городе Пословиц, это слово учащиеся отгадывают, читая название -плаката . Каждому участнику команды нужно чётко верно прочитать начало предложения - пословицы и найти конец. Они об учёбе и учебном труде.
  5. Команда «Весёлые язычки» Команда «Речецветики»
    «Ученье – путь к уменью». Кустов А. «Рано не встал, день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял». Безруков А.
    «Ученье свет, а не ученье - тьма». Кустов А. «Маленькое дело лучше большого безделья». Безруков А.
    «Не говори не умею, а говори - научусь». Филиппов А. «Не спеши отвечать – торопись понять». Безруков А.
    «Чтобы научиться трудолюбию нужно 3 года, чтобы научиться лени - только 3 дня». Баранов С. «Я – последняя буква алфавита». Безруков А.
      «Не тот много знает кто долго жил, а тот, кто много учился». Пластинин А.

    Какие вы еще знаете пословицы об учёбе и учебном труде? 
    «Веселые язычки» «Речецветики»
    «Учись доброму, худое на ум не пойдёт». «Откладывай безделье, да не откладывай дела».
    «Поспешишь - людей насмешишь». «Учить - ум точить».

    Оценивание ответов участников команд.
  6. Физпауза с расслаблением: «Реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают, шея не напряжена и расслаблена ».
  7. Следующая остановка в городе Загадок. Дети читают это слово на плакате. Я знаю, что вы любите загадывать загадки.
    Команда «Речецветики» «Весёлые язычки»
    Кустов А. «Ночью по небу гуляет, тускло землю освещает…» (Луна). Пластинин А. «Белая вата плывёт куда то, чем вата ниже, тем дождик ближе». (Облако).
    «Шёл я мимо, видел диво…» (Луна). «Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный». (Арбуз).
    «Днем спит, ночью летает». (Сова). «Подняв носок, бегут в лесок». (Лыжи).
    «Белое одеяло землю одевало, солнце напекло, одеяло потекло». (Снег). «Под сосной под ёлками лежит мешок с иголками». (Ёжик). Безруков А. «Он всегда с гвоздями дружен, на работе людям нужен». (Молоток).
    «Может с песней наклониться, может молча постоять. Эта птица мастерица, носом воду доставать». (Журавль у колодца). «Что это у Галочки? Ниточка на палочки…» (Удочка).
    «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». (Ножницы). «В белом поле синие протянулись линии, а по ним друзья идут, друг друга за руки ведут». (Буквы).
    «На сосне дворец, во дворце певец, а зовут его… скворец». Гончаров В. « На земле он всех умней, потому и всех сильней». (Человек).
    Филиппов А. «Если б не было, его не сказал бы ничего». (Язык).  
    Баранов С. «Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят». (12 месяцев).  
    «На горе лежал снежком, а с горы бежал пешком. Поле встретил- зажурчал, море встретил - замолчал». (Ручей)  
  8. Чтобы продолжить путешествие, нужно переправиться через реку Скороговорку. Здесь участники команд постараются в быстром темпе, чётко и внятно рассказать скороговорки.
    «Весёлые язычки» «Речецветики»
    Баранов С. «Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок сорок морок». Пластинин А. «Не жалела мама мыла, мама Милу…».
    «Три сороки, три трещотки, потеряли по три щётки….» «Маланья болтунья молоко болтала, болтала, болтала…».
    Кустов А. «Не жалела мама мыла, мама Милу…» «На дворе трава, на траве дрова…..». Безруков А.
    «Сшила Саша Сашке шапку…» «Кукушка кукушонку купила капюшон…».
    «Везёт Сеня Саню с Соней на санках, санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, соню в лоб, с санок все в сугроб». «На горе, на горке тридцать три Егорки…».
      «Купи кипу пик, пик кипу купи, кипу пик купи».
      «У пенька опять 5 опят».
      «От топота копыт…..».
      Гончаров В. «Сшила Саша Сашке шапку…».
    Оценивание работы команд в этом конкурсе.
  9. Остановка в городе Изографов, составление участниками команд слов - изографов «страус» и «сорока».
  10. Подведение итогов всех заданий. Награждение участников команд и зрителей. «Всем спасибо, особенно участникам команд. Наш праздник – путешествие подошел к концу. Хочу пожелать всем чистой и правильной речи».

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2010/01/korzhakova