Использование методического комплекта "Дневник моей жизни" в работе с детьми-инвалидами (из опыта работы учителя-логопеда по сопровождению детей-инвалидов с задержкой психического развития)

Черкашина Ирина Игоревна, учитель-логопед, ТО ПМПК, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Рабочая тетрадь «Дневник моей жизни» была разработана в Институте коррекционной педагогики РАО (О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская). Авторы пособия ставили целью развитие процессов осознания ребёнком своего жизненного опыта, развитие ситуативной речи, что особенно важно для детей, имеющих отклонения в развитии и (или) проживающих в детских учреждениях интернатного типа.

Работа по сопровождению детей-инвалидов, проводимая в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, позволяет обращаться к тем аспектам психического развития ребёнка, которые лишь в небольшой степени затрагиваются традиционным коррекционно-развивающим обучением. Тем не менее, для ребёнка умение осознавать личный опыт жизненно важно, это – одна из основ успешной социализации, важная часть личностного развития человека. Поэтому для определённых групп детей целесообразно проводить занятия с использованием «Дневника моей жизни». В нашем случае это были дети 2-4 классов, имеющие задержку психического развития, осложнённую нарушениями речи и поведения. Занятия с детьми проводились один раз в неделю в малых группах.

Занятия с «Дневником» имели следующие коррекционные цели:

  • развитие самосознания детей;
  • формирование и развитие осознанной регуляции детьми своего социального поведения;
  • развитие связной контекстной речи в устной и письменной форме;
  • расширение круга общих представлений детей;
  • развитие и коррекция высших форм мыслительной деятельности.

На протяжении всего периода занятий у детей наблюдалась выраженная положительная динамика по разным линиям развития.

  1. Развитие самосознания и осознанной регуляции своего социального поведения.

    «Дневник моей жизни» предполагает рассказ детей о событиях части дня или целого дня. Первый этап работы с тетрадью – организационные, вводные страницы («Это я», «Моя семья», «Мои друзья»). На этом этапе дети не составляют письменных рассказов, но они постепенно погружаются в ситуацию внимания к себе, осмысления происходящих вокруг них событий. Дальнейшая работа предполагает составление развёрнутого рассказ о части дня и о целом дне, с опорой на рисунок. В дальнейшем рассказ сворачивается до нескольких фраз, с выделением главного события (мысли) прошедшего дня (форматы «Утро», «День», «Вечер», «Праздник» и другие). Оказалось, что даже простое описание происходящего вызывает у детей массу затруднений. В начале работы рассказы состояли из краткого перечисления событий жизни без сознательной эмоциональной или нравственной оценки этих событий. Кроме того, дети не всегда дифференцировали события значимые, главные, и мелкие, второстепенные. В процессе работы с «Дневником» с помощью педагога дети постепенно подводились к такой оценке и дифференцированию событий своей жизни. Вначале оценивался только свой личный опыт («Как я себя чувствовал, когда произошло событие», «Как я оцениваю свой поступок»). Затем умение давать адекватную оценку событиям своей жизни переносилось на личный опыт других детей. («Как бы я себя чувствовал, если бы со мной случилось то же самое», « Как бы я себя повел на месте другого»). И, наконец, дети начинали оценивать не только события, но и их последствия. Результатом такой систематической работы стало осознанное отношение учеников к своему поведению и его последствиям, т.е. нормы социального поведения усваивались детьми не механически («Я так поступаю, потому что мне так приказали»), а осознанно («Я так поступаю, потому что знаю, какие последствия для меня и окружающих будет иметь этот поступок»). Такая сознательная регуляция своего социального поведения, сформированная у детей с отклонениями в развитии в младшем школьном возрасте – залог будущей успешной самореализации выпускников школы в обществе. Естественно, что, несмотря на значительно более высокую осознанность своего поведения после работы с «Дневником», дети не избавились полностью от импульсивности, расторможенности, конфликтности, что характерно для поведения детей с задержкой психического развития. Педагогическая работа по развитию самосознания и регуляции своего социального поведения, по нашему мнению, должна проводиться с детьми систематически на протяжении всех лет обучения в школе, на разных занятиях и с помощью разных методик.
  2. Развитие речи.
    Работа с «Дневником» предполагает достаточно высокий уровень развития у детей устной связной контекстной речи, т.е. собственной речи без опоры на наглядную ситуацию. Кроме того, заполнение страничек «Дневника» требует наличия собственной связной письменной речи. У детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте эти формы речи являются еще несовершенными, незрелыми, поэтому на занятиях параллельно работе по коррекции самосознания приводилась работа по развитию речи. На самых первых занятиях дети практически не могли самостоятельно составить связный рассказ без наглядной опоры, поэтому им был предложен развернутый план рассказа. План не являлся жестким, он помогал сохранять правильную последовательность событий в рассказе, содержал опорные слова и фразы. И, тем не менее, на начальном этапе занятий связный устный и письменный рассказ представлял для детей большие трудности. Постепенно в ходе экспериментальной работы план рассказа изменялся и упрощался. На последних занятиях упрощенный план рассказа предлагался только слабым детям. Количественным показателем развития речи детей в ходе занятий с «Дневником» могут служить следующие цифры: если на первом занятии рассказ учащихся состоял в среднем из 5 фраз, то на последних занятиях количество фраз увеличилось в среднем до 10. Самые большие расхождения в количестве фраз составили от 4 до 14 фраз. Следует отметить, что работа по развитию речи и коррекции социального поведения детей с задержкой психического развития были взаимосвязаны. Устные и письменные рассказы детей на занятиях с «Дневником» отражали не только события жизни ребенка, но и их оценку, взаимосвязь внутреннего самочувствия и внешних поступков детей. Так же, как и в предыдущем разделе, нужно сказать, что проведенной работы недостаточно для оптимального развития и коррекции собственной речи детей. Подобные занятия должны проводиться на протяжении всего курса школьного обучения. Отметим, что данная статья не отражает всех возможностей «Дневника моей жизни» и всех результатов работы, лишь самые основные. Однако даже эти данные позволяют сделать вывод: такое пособие, как «Дневник», необходимо школе, а занятия с ним – детям с задержкой психического развития. Без подобной, систематической, целенаправленной педагогической поддержки невозможно полноценное решение главной задачи специальной школы – социальной адаптации и интеграции ее учащихся и выпускников.

Литература

  1. Кордун З.М. Набор заданий для обучения учащихся младших классов с нарушением слуха текстовому редактору «Word». – М.:ИКП РАО, 2000.
  2. Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании: программа курса. – Изд – во УРАО 2003.
  3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Вестник образования – М., 2003.
  4. Кукушкина О.И. Как и зачем учить текстовому редактору детей с нарушением слуха.- М., 2994.
  5. Кукушкина О.И. Дневник событий в жизни ребенка. М., 2003.
  6. Кукушкина О.И., Королевсая Т.К., Гончарова Е.Л.Как сделать видимыми невидимые проблемы ребенка. М., Полиграф- сервис. 2003.
  7. Кукушкина О.И. Королевская Т.К. Гончарова Е.Л. Дневник событий жизни ребенка. М. Изд.-во Экзамен. 2003.
  8. Кукушкина О.И.. Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. Информационные технологии в обучении произношению. М., Полиграф-сервис. 2004.
  9. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь. 2007 г.
  10. Лукина М.А. Набор заданий для обучению текстовому редактору учащихся младших классов с речевыми нарушениями. М., 2000.
  11. Пайперт С. Переворот в сознании: дети, компьютер и плодотворные идеи. Пер. с англ. – М., 1989.
  12. Соболева Е.М. компьютерная программа «Текстовый редактор» в школе для глухих: новый подход к известному средству. Дефектология. 1995. №3.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2010/02/cherkashina