Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников с ограниченными возможностями здоровья

Панова Ирина Геннадьевна, педагог-психолог Территориальной ПМПК, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ№ 59", Новоуральск

Психолого-педагогическое сопровождение, как система профессиональной деятельности педагога-психолога, направлена на создание условий для позитивного развития отношений детей с ограниченными возможностями здоровья и взрослых в образовательной ситуации, а также на психическое и психологическое развитие ребенка с ориентацией на зону ближайшего развития. Деятельность психолога в рамках сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает многоплановость воздействий, динамичность и продолжительность, оно опирается на мультидисциплинарное и междисциплинарное взаимодействие специалистов и базируется на учете индивидуальных возможностей детей.

Рассматривая ребенка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта образовательной среды, можно говорить о том, что в основе деятельности психолога по сопровождению находится понятие "ограниченные возможности адаптации". У детей, имеющих ограниченными возможностями здоровья, диапазон адаптивных возможностей к образовательной среде ниже. Поэтому работа по сопровождению наиболее актуальна в самый острый период – в период адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к школе на этапе перехода из дошкольного образования в начальное школьное, направленная на профилактику школьной дезадаптации. 

С этой целью была разработана и внедрена программа «Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе», направленная на создание условий психолого-педагогического сопровождения первоклассников с ограниченными возможностями здоровья, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в образовательной среде. Реализация программы рассчитана на учебный год. Она включает в себя несколько направлений поэтапной работы: работа с первоклассниками в групповой и индивидуальной форме, оказание комплекса консультативных, просветительских и профилактических мероприятий родителям и педагогам, осуществление мониторинга, взаимодействие со специалистами школы, школьного психолого-медико-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической комиссии.

Этапы психологического сопровождения первоклассников с ограниченными возможностями здоровья:

Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:

  1. Создание условий психолого-педагогического сопровождения первоклассников с ограниченными возможностями здоровья на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
  2. Создание программ: программы групповых занятий в период первичной адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья и программ индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей, испытывающих трудности в обучении и поведении (по решению школьного ПМП консилиума).
  3. Определение сроков мониторинга.

Диагностический этап: проводится в начале и в конце учебного года. Он включает в себя изучение уровня актуального развития и статуса каждого ребенка и особенностей адаптации.

Диагностические методики:

  1. Диагностика готовности детей к обучению в школе (Е.Э. Кочурова, Л.Е. Журова).
  2. Определение уровня умственного развития младших школьников (Э.Ф. Замбицявичене)
  3. Определение школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).
  4. Определение самооценки (модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн).
  5. Определение уровня произвольности и саморегуляции ("Образец и правило").
  6. Определение уровня школьной тревожности (Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина).
  7. Диагностика эмоционально-психологического климата класса (Г.А. Кар-пова, Т.П. Артемьева).
  8. Обследование учащихся, имеющих трудности в обучении и поведении по методикам, соответствующим особенностям и характеру нарушений.

Этап реализации:

  1. Реализация психологической помощи детям:
    1. Психологическое сопровождение первоклассников с ограниченными возможностями здоровья наиболее эффективно при условии внедрения в период первичной адаптации программы «Уроки общения первоклассников с ограниченными возможностями здоровья», которое осуществляется проведением групповых занятий с детьми. Цель программы – оптимизация межличностного взаимодействия учащихся путем формирования коммуникативных умений и произвольной регуляции деятельности. Периодичность занятий 1 раз в неделю. Объем группы 10-12 детей. Организация занятий требует просторного помещения, включающим игровую и учебную зону. Форма работы: творческие игры, коррекционно-развивающие задания, сюжетно-ролевые игры, пантомимы, коллективные игры, игры с препятствиями, игры-соревнования, презентация, рефлексия. Особенностью проведения занятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья – учет актуального уровня развития высших психических функций и зоны ближайшего развития, опора на сохранные системы и ведущий вид деятельности, комплексность воздействий, дозирование нагрузок, стимуляция коммуникативной и речевой активности, создание ситуации успеха для каждого ребенка. Содержание занятий построено с постепенным усложнением заданий при условии закрепления приобретенных навыков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы все дети были включены в игровой процесс, могли проявить свои способности, учились анализировать свое поведение и регулировать его, настроиться на общешкольные нормы поведения. Акцент в работе сделан на формирование способности презентовать результаты своей деятельности. На занятиях после выполнения творче-ского задания каждый ребенок имеет возможность представить свою работу, рассказать о своей идее. Занятия заканчиваются выставкой детских работ.
    2. Реализация коррекционно-развивающей помощи детям, испытывающим трудности в обучении и поведении.
  2. Оказание комплекса профилактических, диагностических, консультативных и просветительских мероприятий в отношении родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме индивидуальных консультаций по частным вопросам, необходимой формой работы с родителями первоклассников с ограниченными возможностями здоровья, является проведение родительских собраний по темам: "Возрастные особенности семилетних детей", "Как преодолеть трудности первого года обучения в школе". 
    3.Оказание консультативной, диагностической, просветительской помощи педагогам в создании условий, необходимых детям с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения образовательной программой. В адаптационный период первоклассников наиболее актуально просвещение педагогов по вопросам: учет психофизических особенностей первоклассника с ограниченными возможностями здоровья, формирование взаимоотношений с гиперактивными детьми, стимулирование познавательной активности, самоконтроль учителя, взаимодействие с родителями и т.д.

Этап междисциплинарного взаимодействия:

  1. Деятельность по сопровождению первоклассников с ограниченными возможностями здоровья в рамках школьного психолого-медико-педагогичекого консилиума (ПМПК): диагностическая и консультативная работа, коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении и поведении;
  2. Участие в деятельности по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами Территориальной психолого-медико-педагогического комиссии (ТО ПМПК): осуществление диагностической, консультативной, коррекционной и просветительской деятельности;
  3. Сопровождение этапа преемственности при переходе детей с ограниченными возможностями здоровья из дошкольного образования в начальную школу.

На заключительном этапе проводится анализ эффективности проведенной работы, подводятся итоги и выводы. Вносятся коррективы и определяются новые направления деятельности по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья на следующий год.

В результате работы по сопровождению первоклассников с ограниченными возможностями здоровья произошли следующие изменения:

  1. Адаптация первоклассников протекала благополучно и завершилась формированием у детей положительного отношения к школе и учебно-познавательному процессу. Высокая учебная мотивация более 60% детей.
  2. В период адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к школе и в процессе их обучения поддерживается и укрепляется благоприятный климат. Свыше 71% учащихся первых классов оценивают эмоционально-психологический климат образовательной среды высоко и вполне комфортно чувствуют себя в школе.
  3. Способность адекватно оценивать свои способности у первоклассников находится в стадии формирования. Однако, 69% первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (среднее за 3 года) имеют очень высокую самооценку, т.е. отношение детей к себе положительно, хорошая самооценка – это важнейший фактор развития личности.
  4. Для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к концу первого года обучения характерно снижение общего уровня тревожности. Стрессовое состояние адаптационного периода к концу учебного года у учащихся сменяется на невыраженную тревожность в единичных конкретных ситуациях (17%).
  5. У детей после проведения специально организованных коррекционно-развивающих занятий результат успешности деятельности составляет 65,3% (среднее за три года), рост этого показателя по сравнению с осенью – 34,1% (среднее за три года), говорит о том, что способность к осуществлению само-контроля и произвольность поведения развиваются успешно.

Организованная работа специалистов школьного ПМП консилиума и ТО ПМПК в рамках комплексного сопровождения первоклассников, испытывающих трудности в адаптации к школе и трудности в обучении и поведении, позволяет оказывать целенаправленную, дифференцированную помощь и достигать успешной адаптации детей в образовательной среде. Соблюдение преемственности дошкольного и начального общего образования является необходимым условием эффективности психолого-педагогического сопровождения первоклассников с ограниченными возможностями здоровья. 

Вывод: Психолого-педагогическое сопровождение предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе. Оно позволяет в полной мере реализовать способности детей, способствует формированию положительного отношения к учебному процессу, обеспечивает создание благоприятного психологического климата учебно-развивающей среды, повышая эффективность образовательных воздействий.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2010/02/panova


 

Литература

  1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. /Для администрации школ, педагогов и школьных психологов. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск». 1998.
  2. Блинова Л.Н. Диагностика И коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: «Изд-во НЦ ЭНАС». 2003.
  3. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С., Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО, 2005.
  4. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Под ред. Кукушина В.С. Ростов-на-Дону: "МарТ" 2002.
  5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С.-П.: «Речь». 2001
  6. Нижегородева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОC. 2001.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  8. Рахновская И.В. Вместе играем, учимся, переживаем. М.: Школьная пресса. 2005.
  9. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и под-ростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М., Издательский центр «Академия», 1997.
  10. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ. 2005.
  11. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс. 2004.
  12. Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.