Помощь в адаптации учащимся при переходе их младшего звена в среднее путем создания психологически комфортного микроклимата школьного класса как необходимое условие в профилактике девиантного поведения

Федоричева Валентина Владимировна,социальный педагог I квалификационной категории, «Новоуральская СКОШ № 59»

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией. Расторможеность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.

Основными целями профилактики различных девиаций в школе для детей с задержкой психического развития являются:

  • формирование внутренней направленности учащихся на социально одобряемое поведение;
  • снижение негативного влияния социума на детей.

В 5 – е классы школы для детей с ЗПР приходят учащиеся, которые решением ПМПК не были выписаны в массовые школы, это 25 % - 50 % бывших четвероклассников. При этом создаются новые классные коллективы. Возникает риск возникновения трудности в адаптации учащихся в новых условиях.

Довольно часто причиной тревожности и дискомфорта воспитанника является негативное или равнодушное отношение к нему сверстников, что особенно характерно для ребенка ЗПР. В этом случае наблюдается или упоминавшееся явление ингибиции, ухода в себя, затруднение самопознания и самореализации, или, наоборот, развитие агрессии и конфликтности ребенка.

Таким образом, одной из причин проявления девиации может быть неуспешная адаптация учащихся при переходе из младшего звена в среднее. Для успешной социализации подростку необходимо удовлетворение основных его потребностей:

  1. Потребность в безопасности, благополучие в сфере отношений подростка со сверстниками.
  2. Удовлетворение потребностей школьника в принадлежности к референтной (значимой) группе.
  3. Потребность в признании и уважении.

Удовлетворение этих потребностей позволяет подростку решать свои социально-психологические задачи становления личности:

  • самопознание – познание подростком самого себя. На основе этого он строит свое взаимодействие в другими людьми,
  • самоопределение - этот компонент развития личности школьника мы рассматриваем как становление его субъективной позиции в процессе выбора и самостоятельного продуцирования норм, принципов и ценностей, которыми он будет руководствоваться в деятельности и поведении,
  • самореализация ребенка - проявление его активности в деятельности и общении, которая ведет к развитию его интересов и способностей, а также отношений с окружающими,
  • самореабилитация – восстановление утраченных социальных психологических функций с помощью внутренних резервов.

Каждый человек изначально запрограммирован на счастье, поэтому ребенок не нашедший удовлетворения социальных потребностей в школе, в классе будет их искать в другом месте. Подростки с неорганизованным досугом ищут признания в компании своих сверстников, зачастую таких же отверженных. Анализ содержательной стороны неформального группового общения девиантных школьников показал, что оно в основном поверхностно, ситуативно, малоинформативно, чаще носит аффективный характер. С точки зрения общественной значимости их общение общественно нейтрально, т.е. находится в стороне от основных социальных проблем, и имеет тенденцию к асоциальной направленности: противоправного поведения, курение, алкоголизация, наркотизация. В худшем случае подросток отказывается от посещения школы, что вообще ведет к деградации личности.

Таким образом, проблема социально-психологического характера превращается в социально-правовую. Мы считаем, что обязательным условием помощи учащимся в адаптации, а значит и профилактики девиаций является создание психологического комфорта в классе.

Класс - это формализованная, относительно стабильная контактная группа, объединяющая школьников примерно одного возраста и имеющая просоциальную направленность, соответствующую целям социального воспитания в образовательном учреждении. Класс может выполнять функции, связанные с социальной адаптацией воспитанников.

  1. Образовательная функция она реализуется и посредством просвещения во внеурочной воспитательной работе и неформального общения внутри класса, а также в процессе более или менее целенаправленного стимулирования самообразования школьника.
  2. Коммуникативная функция. Опыт, относящийся к деловому и межличностному общению.
  3. Отношенческая функция школьного класса связана с получением школьником опыта выстраивания различных отношений.
  4. Защитная функция. Реализация защитной функции класса, с одной стороны невозможна без создания опыта общей заботы, взаимоподдержки и внимания ребят друг к другу, а с другой стороны, способствует опыту успешной самореализации каждого из них, создает образец гуманных отношений, формирует оптимистический взгляд на окружающую действительность.
  5. Ценностная нормативная функция. Сущность данной функции школьного класса заключается в том, что в процессе общения с одноклассниками школьник в той или иной степени присваивает, впитывает принятые классные нормы и ценности.
  6. Эмотивная функция. Разнообразный социальный опыт, приобретаемый школьником в классе, вызывает столь же разнообразные чувства, что ведет к развитию его эмоциональной сферы.

Таким образом, перечисленные функции школьного класса обеспечивают успешную социальную адаптацию школьника, формируя его опыт приобретения и использования социально значимых знаний, конструктивного с людьми, выстраивания гуманных отношений с ними, адекватного поведения, сопереживания и ценностной ориентации.

Для того чтобы вышеперечисленные функции класса стали работать, надо в нем создать психологически комфортный микроклимат. Микроклимат школьного класса – это система отношений, связывающих одноклассников и определяющих их защищенность, сплоченность и активность в классе.

Игра как средство, метод профилактической деятельности для подростков с ЗПР.

Для создания психологически комфортного микроклимата в классе педагоги используют различные методы и средства внеурочной деятельности, такие как совместные посещения музея, кинотеатра, походы на природу, организация праздников в течение года, совместная общественно полезная деятельность.

Для решение проблем, связанных с адаптацией учащихся в коллективе сверстников мы взяли программу Слободянника Н.П. «Уроки общения для подростков». Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения (игры) участники овладевают навыками эффективного общения. Здесь есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Общая цель: создание условий для приобретения подростками навыков конструктивного межличностного общения.

Задачи:

  • снижение влияния отрицательных эмоций на учащихся;
  • обучение учащихся конструктивному общению;
  • развитие умения слушать других людей;
  • формирование позитивной моральной позиции;

В занятия по программе мы решили добавить подвижные игры, способствующие сплочению коллектива, а также направленные на переключение и восстановление внимания, снятие накопившегося стресса и напряжения, повышение тонуса, установление в группе доброжелательной атмосферы понимания и кооперации.

Такие игры, как «Полоса препятствий», в которой дети осознают ответственность не только за себя, но и за других; «Менялки» в которой ребята приходят к выводу, что у них много общего, что способствует их сплочению; рисование в паре, где учащиеся учатся быть внимательными друг к другу.

Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением - микросредой. Именно в микросреде ребенок, подросток, юноша черпает весь свой социальный и нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. Нравственная деформация личности школьника и отклонения в его поведении являются следствием дефектов в системе его взаимосвязей и отношений с микросредой.

Если класс обладает благоприятным микроклиматом, то каждый школьник чувствует себя защищенным, принятым и ценимым одноклассниками, что в значительной мере уменьшает остроту других школьных тревог и проблем.
Успешная социальная адаптация позволяет подростку испытывать успех, получать положительные эмоции и одобрение, то есть социализироваться. Он обучается навыкам самопознания, самоконтроля и самоуправления. Если он научится этому в небольшом коллективе (маленькой модели социума), то сможет перенести свои знания и умения и в общество, а, значит, будет использовать их в дальнейшей жизни.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа //Толерантность в общественном сознании России. М., 1998 г.
  2. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания. Екатеринбург, «Деловая книга», 1998 г.
  3. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., «Педагогика», 1991 г.
  4. Руберстам К. Групповая психотерапия. М., «Прогресс», 1990 г.
  5. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., «Генезис», 1999 г.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2011/02/fedoricheva