Сопровождение ребенка с умеренной умственной отсталостью

Потапова Ирина Александровна, учитель-дефектолог, 1 квалификационная технология, Сухоложская ТОПМПК

Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества, в условиях, компенсирующих его отклонения в развитии и ограничения возможностей.

В настоящее время в России идет «псевдоинтеграция». В образовательных учреждениях находится большое количество детей с особыми потребностями, т.к. разрушена система диагностики, отсутствует должное количество коррекционных школ, наблюдается нежелание родителей понять проблему ребёнка, недостаток опытных дефектологов. Вопросы интеграции в России являются спорными, т.к. ни общество, ни педагоги основных школ не готовы принять этих детей. Как организовать им помощь, как создать необходимые условия обучения, коррекции, где взять специалистов?

Некоторые из этих проблем можно решить на уровне ТОПМПК (далее комиссия), обеспеченной высококвалифицрованными специалистами в области коррекционной педагогики.

На основании приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «Об утверждении состава и порядка работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области» определены основные направления работы комиссий. Одним из них является оказание помощи педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, Сухоложская комиссия осуществляет деятельность по комплексной диагностике возможностей и способностей детей; защите прав личности обучающихся; разработке индивидуальных коррекционных программ, адекватных возможностям и особенностям детей; взаимодействию с управлениями и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ПМП консилиумами образовательных учреждений.

Сухоложская комиссия осуществляет свою деятельность на базе ГКСКОУ СО «Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа», где обучаются дети с задержкой психического развития, но в классы также интегрированы дети с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Из-за неоднородности состава класса педагогу трудно организовать образовательный процесс так, чтобы оказать эффективную индивидуальную помощь всем категориям детей во время урока. Таким образом, складывается необходимость в оказании дополнительной помощи, как педагогу, так и ребенку, со стороны специалистов комиссии. Для решения этой проблемы в сентябре 2009 года я составила и реализую индивидуальную коррекционную программу для ребенка с умеренной умственной отсталостью по обучению его чтению и письму в рамках индивидуального сопровождения.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

В период добукварных занятий решала следующие задачи:

  • подготовить обучающегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
  • привить интерес к обучению;
  • уточнить и расширить его представления и речь;
  • развивать слуховое восприятие, фонематический слух;
  • развивать зрительное восприятие и пространственную ориентацию;
  • координация мелких мышц кисти рук.

Основные задачи букварного периода:

  • формировать звукобуквенный анализ и синтез как основу овладения чтением и письмом;
  • учить сливать звуки в слоги, читать слоговые структуры;
  • читать по слогам слова несложной слоговой структуры.

Указанные задачи выполнялись во взаимодействии с педагогом, в класс которого интегрирован ребенок и родителями через оказание консультативной помощи.

В результате реализации индивидуальной коррекционной программы я добились следующих результатов:

Чтение и письмо:

  • выделять слова в потоке речи; делить слова на слоги на слух, определять количество слогов в несложных по структуре словах;
  • выделять первый и последний гласный и согласный звуки в слове при использовании «звуковой линейки», различать заданный звук, находить место звука в слоге, в начале и конце слова, обозначать изученный звук буквой;
  • различать графическое изображение букв: а, у, о, м, с, х, ш, н, п, т, ы; находить из предложенных букв изученные и называть их;
  • составлять из букв разрезной азбуки слоги;
  • читать с изученными буквами слоги, слова, короткие предложения;
  • слушать небольшие тексты и отвечать на вопросы;
  • писать по обводке, по образцу, изученные буквы, слоги и простые слова (без стечения согласных) с предварительным анализом.

Организуя работу с ребёнком, я опиралась на следующие принципы обучения:

  1. Использовать красочный, содержательный материал, способный активизировать и удерживать внимание ребенка на протяжении всего процесса познания.
  2. Использовать материал, доступный пониманию детей с умеренной умственной отсталостью.
  3. Уделять значительное время процессу распознания, прояснения и обобщения воспринимаемой информации.
  4. Сопровождать процесс развития мышления многочисленными наводящими вопросами-подсказками.
  5. Эмоционально поддерживать ребенка на протяжении всего занятия. Руководить не только процессом его восприятия, но и эмоциональным развитием.

Основываясь на данных принципах, в коррекционной работе применяла элементы:

  • игровых технологий (дидактические, настольные, подвижные, компьютерные игры, театрализация сказок, потешек, стихов и т.п.);
  • технологии компенсирующего обучения (обучение без принуждения: увеличение срока добукварного периода; адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия: упрощенное называние (как твердый согласный звук) и начертание рукописных букв (приближенное к печатным); одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); оптимальность темпа с позиции полного усвоения, предъявление упражнений по нарастающей сложности);
  • здоровьесберегающих технологий (артикуляционная, зрительная, пальчиковая гимнастики, подвижные игры, физминутки и т.д.);
  • технологии деятельностного метода обучения, которая предполагает развитие личностных качеств и способностей обучающегося, опираясь на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2011/02/potapova

Литература

  1. Программа обучения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, подготовительный и I – IV классов, изданной педагогами специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбурга под руководством А. Р. Маллера, доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ПРО г. Москва, кпн.,
  2. Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г.
  3. Аксенова А. К. Обучение грамоте. Методические рекомендации для учителей коррекционных школ, 2009
  4. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебное пособие. – Спб.: «Детство – пресс», 2005
  5. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб, 2004
  6. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб.: «Детство – пресс», 2008
  7. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида. Москва «Просвещение», 1998 год.
  8. ЖиренкоО.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. Москва, 2005
  9. Матасова Н.В. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка. Волгоград, 2005
  10. Процко Т. А. Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб.-метод. Пособ. – Мн., 2000
  11. СтребелеваЕ. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие, 2009
  12. Шашкина Г. Р. И др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособ. – М.: «Академия», 2003