Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед "Новоуральская СКОШ № 59".

В школе работаю с 2008 года в классе для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. В 2012-2013 учебном году работаю также и с учащимися имеющими задержку психического развития. Есть результат, поэтому хочу поделиться своим опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Кухоренко Наталья Анатольевна, руководитель психолого-медико-педагогического консилиума ГКОУ СО "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 16"

В настоящее время количество детей с расстройствами аутистического спектра увеличивается. Согласно современным зарубежным данным, на 250-300 новорожденных в среднем приходится один случай аутизма. Многие авторы отмечают, что синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта и может сочетаться с выраженной умственной отсталостью. Исходя из психофизических особенностей детей, имеющих данное сочетанное нарушение, необходимо правильно подобрать психодиагностический инструментарий, так как общение с детьми затруднено.

Петрова Елена Геннадьевна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59"

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как "научить учиться".

Маленьких Ольга Павловна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 21 города Асбеста

Социально-психологические исследования российских учёных показали, что ещё 5 лет назад 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи психолого-педагогического характера. Растёт количество таких детей и в МБОУ СОШ №21 города Асбеста.

Костюк Анна Владимировна, к.п.н., доцент кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования"

Е.П. Ильин подчеркивал значимость мотивации в структуре и результате любой человеческой деятельности [1]. На логопедических занятиях мотивация ребенка к деятельности по коррекции собственных речевых нарушений играет важную роль как в процессе, так и в результате коррекционной работы.

Клюкина Светлана Николаевна, Кузнецова Татьяна Анатольевна, учителя- логопеды, ГКОУ СО "Красноуральская СКОШ № 4"

Развитие речи обучающихся с нарушенным интеллектом характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых детей типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и несоответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарный запас, отклонения в формировании грамматического строя. Нарушения речи умственно отсталых обучающихся являются очень распространенными и имеют стойкий характер, они затрагивают фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи.

Захарова Татьяна Сергеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Михайловская СКОШИ"

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей с ОВЗ показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, постоянно увеличивается. Среди них значительную часть составляют дети с дизартрией, у которых наблюдается несформированность языковых и речевых средств. Обусловлено это, прежде всего, значительной распространенностью данного нарушения, а также трудностью дифференциальной диагностики сходных по клиническим проявлениям расстройств речи в детском возрасте.

Сырвачева Елена Валерьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа"

В условиях наличия большого количества детей, лишенных родительского попечения, одной из основных форм социальной защиты по-прежнему остается их помещение в дома ребенка, детские дома, общеобразовательные и специальные (коррекционные) школы.

Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед "Новоуральская СКОШ № 59"

Нарушения формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В процессе усвоения чтения и письма это проявляется множеством специфических ошибок.

Костюк Анна Владимировна,к.п.н., кафедра методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей,оставшихся без попечения родителей, ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования", Екатеринбург

В последние годы общеобразовательные и специальные (коррекционные) детские сады часто посещают дети с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). В настоящей статье термины "расстройство аутистического спектра" и "аутизм" употребляются как синонимы. Среди них есть дети, не владеющие звуковой речью, так и дети со специфической речью.

Сардина Татьяна Генриховна, учитель-логопед "Новоуральской СКОШ № 59"

В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, у которых наблюдаются нарушения устной и письменной речи. У детей плохо автоматизируются в речи поставленные звуки, они нечетко произносят гласные звуки, речь их бывает невнятной. У них наблюдается замедленный или ускоренный темп речи. Дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания. Все эти недостатки устной речи отражаются на письме. У учащихся часто наблюдаются дисграфические и орфографические ошибки.

Морева Ольга Петровна, учитель-логопед Сухоложской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

Приёмы работы по преодолению искажения  звуко-слоговой структуры слов. (практические рекомендации для родителей)

Митрофанова Валерия Александровна, учитель-логопед,ГКОУ СО "НСКОШИ № 15", Нижний Тагил

Л.Г. Парамонова замечала, что словарные слова "… широко распространены в современном русском языке и встречаются ребенку буквально на каждом шагу". В то время как, практика логопедии свидетельствует о том, что работа над такими словами системно не проводится. Часто логопед в своей работе старается избежать словарных слов, готовя лексический материал к занятию и предвидя многочисленные ошибки детей в их написании. Но мы не можем искусственно исключать эти слова из речи, т.к. это не позволит учащимся успешно овладеть функциональной грамотностью.

Евдокимов Сергей Владимирович, учитель-логопед "Новоуральской СКОШ № 59", победитель конкурса на соискание премии Губернатора Свердловской области 2012 года

Актуальность создания модели единого речевого пространства появилась в нашем образовательном учреждении в сентябре 2004 года, когда открылся класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Ощепкова Оксана Олеговна, учитель-логопед I квалификационной категории, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ладо"

Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. В наше время требования мира столь высоки, что ребенку жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях. Все понимают, что важно научить ребенка ходить, сидеть, читать, считать, но не всегда взрослые задумываются, что не менее важно научить ребенка правильно дышать, научить его сохранять свое здоровье и управлять возможностями своего организма.

Бызова Ирина Владимировна, учитель-логопед, ГКОУ СО "НСКОШИ №16"

Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности: речеслуховой, речедвигательной, зрительной и общедвигательной. Расстройство речевой деятельности приводит к нарушению письменной речи, с чем я и столкнулась в своей работе.

Анохина Елена Викторовна, учитель-логопед, МБОУ "СОШ №58", Новоуральск

Расстройства речи слабовидящих детей являются сложными дефектами, в которых прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Дефекты многообразны по степени выраженности и структуре. 
Это объясняется тем, что формирование речи детей протекает в более сложных условиях. У детей с врожденными формами зрительной аномалии нарушено и формирование других функций, имеющих непосредственное отношение к образованию речи.

Шицелова Маргарита Гариевна, учитель-логопед МКДОУ № 8, ГО Сухой Лог

Воспитание речи у детей – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими.

Красильникова Ирина Сергеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "НСКОШ № 50"

Одним из важнейших направлений в системе логопедической коррекции является работа по формированию навыков звукового анализа, развивающихся на базе фонематических процессов, в котором особое место занимает работа по формированию начальных навыков звукового анализа, поскольку именно на данном этапе закладываются предпосылки формирования письменной речи.

Черкашина Ирина Игоревна, учитель-логопед "Новоуральской СКОШ № 59"

Учитель-логопед, работающий в ПМПК, должен иметь в своем арсенале достаточный багаж методик для определения нарушений интеллектуального и речевого развития. Однако в последние годы в практике работы специалистов психолого-медико-педагогической комиссии всё чаще наблюдаются осложненные случаи детской патологии, особенно это связано с нарушениями коммуникативно-познавательной стороны речевой деятельности. Большинство диагностических тестов, которые используются мною при обследовании предъявляются в аудиально-визуальном режиме (пояснение и показ) и ограничиваются кинетико-кинестетическими действиями (манипуляция). Следует отметить, что полнота восприятия ребенком информации является непременным условием диагностической работы учителя-логопеда. Таким образом, можно сделать вывод, что качество диагностики в значительной степени зависит от согласования сенсорных способов получения, присвоения и передачи информации, которой пользуются и учитель-логопед, и ребенок.

Латникова Наталья Александровна, учитель-логопед, I квалификационная категория, "Новоуральская СКОШ №59"

За время работы в речевой группе детского сада мне пришлось заниматься с детьми четырёх-, пяти-, шести- и семилетнего возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи». Для этих детей характерны проблемы соматического здоровья. Они, как правило, ослаблены и имеют функциональные отклонения в состоянии жизненно – важных систем организма. Отмечается неравномерность развития психических процессов. В психическом состоянии этих детей отмечается эмоционально – волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности с недостаточностью функции самоконтроля.

Борисова Татьяна Григорьевна,учитель-логопед, Асбестовская СКОШИ

Компилятивная программа по формированию устной речи и развитию познавательной деятельности учащихся с ОВЗ, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость, грубое нарушение речи, составлена с учетом нормативно-правовой базы, их психофизических и интеллектуальных возможностей. Ученики ничего не знают о себе, об окружающем мире, предметах, явлениях. Деятельность их хаотична и нецеленаправленна. Поведение таких детей принято считать неадекватным. Контакт возможен на уровне присутствия ребенка в кабинете. Это «неречевые дети» с диагнозом «моторная алалия». Программа отражает принцип коррекционной направленности и имеет линейно-концентрированное расположение материала. Одновременно с формированием речи и познавательной деятельности предусматривается работа по развитию психологических процессов, общей, мелкой и артикуляционной моторики, ориентировки в пространстве и времени.

Воробьев Игорь Константинович,учитель-логопед ПМПК

Период подготовки к аттестации – наиболее ответственный период деятельности педагога. Данный этап деятельности учителя-логопеда характеризуется повышенным нервным напряжением, дополнительной нагрузкой, быстрой утомляемостью. Как минимизировать нагрузки в период подготовки к аттестации? Действительно ли этот период отличается психотравмирующей обстановкой или все это эмоциональный «налет»? Для ответа на поставленные вопросы было необходимо провести наблюдения за работой учителя-логопеда и попытаться сравнить их с деятельностью в межаттестационный период.