Фрагмент рабочей программы по коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Борисова Татьяна Григорьевна,учитель-логопед, Асбестовская СКОШИ

Компилятивная программа по формированию устной речи и развитию познавательной деятельности учащихся с ОВЗ, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость, грубое нарушение речи, составлена с учетом нормативно-правовой базы, их психофизических и интеллектуальных возможностей. Ученики ничего не знают о себе, об окружающем мире, предметах, явлениях. Деятельность их хаотична и нецеленаправленна. Поведение таких детей принято считать неадекватным. Контакт возможен на уровне присутствия ребенка в кабинете. Это «неречевые дети» с диагнозом «моторная алалия». Программа отражает принцип коррекционной направленности и имеет линейно-концентрированное расположение материала. Одновременно с формированием речи и познавательной деятельности предусматривается работа по развитию психологических процессов, общей, мелкой и артикуляционной моторики, ориентировки в пространстве и времени.

Цели и задачи:

  • Формирование на элементарном уровне познавательных способностей.
  • Формирование предпосылок к активной речи.

Задачи:

  • Развивать на элементарном уровне с опорой на картинки и реальные предметы пассивный словарь ребенка.
  • Развивать на элементарном уровне мелкую моторику рук.
  • Развивать на элементарном уровне процессы внимания, памяти, мышления, восприятия.
  • Повышать мотивацию ребенка на занятиях.

Планируемый результат:

  • Минимальные качественные сдвиги в развитии пассивного словаря.
  • Минимальные качественные сдвиги в развитии моторики рук и общей моторики.
  • Минимальные качественные сдвиги в развитии психических функций.
  • Минимальные качественные сдвиги в активном словаре.

Содержание программы

Тема Количество часов Дата Развитие познавательной деятельности Лингвистическая база речи

Развитие мелкой, общей моторики, артикуляционной моторики,

ориентировки в пространстве и времени

Психологическая база речи
лексика
1. Обследование речи. Установление контакта ребенком, с семьей.

Знакомство. Наблюдение за деятельностью. Выявление возможностей к какой-либо деятельности.
Выявление речевых возможностей. Выявление возможностей моторики,ориентировки в пространстве и времени. Выявление состояния психологической базы речи.
2. Развитие понимания речи через манипуляцию с яркими и красивыми игрушками.


Формирование интереса к окружающему и мотивирование на занятия через организацию игровой деятельности, манипуляцию с игрушками. 
Игрушки: кукла, машинка, мячик, кубики.
Шнуровка, прищепки, развитие элементарных артикуляционных движений (открывание, закрывание, показ языка, трубочка).
Развитие целенаправленного внимания, мышления, памяти.
3.
Развитие понимания речи через игровую деятельность: складывание пирамидок, работа с мозаикой, работа с конструктором

Складывание пирамидок, работа с мозаикой, конструктором по образцу совместно с логопедом. Показ красочных игрушек разных по величине, цвету,форме.
Продолжение формирования интереса ребенка к окружающему через предметную деятельность. Продолжение знакомства с основными цветами (красный,синий, а также желтый, зеленый.

Развитие понимания простейших инструкций;развитие устанавливания связей между словом и предметом.

Знакомство с названиями предметов и действиями с ними. Вызывание звуков речи: лепет,подражание по слогам, произнесение отдельных звуков.Расширение запаса понимаемых слов.

Развитие зрительно-двигательной координации.

Развитие общей моторики с элементами ориентировки в пространстве (катание мяча, машинки вперед, назад и т.д.)

Развитие артикуляционной моторики. Вызывание гласных звуков. Девочка плачет а, а, а.

У мальчика болит пальчик ..О О О.
Волк воет: У-у-У!
Корова мычит М, му…

Развитие слухового внимания к звукам и интонации.

Формирование эмоционально-волевой сферы.

Продолжение формирования эмоционально-волевых усилий в ходе игровой деятельности. Через соблюдение правил поведения на занятии.

4. Развитие понимания речи через знакомство с собой. Знакомство и уточнение знаний о себе(показ частей тела на себе, на кукле. На картинке). Участие ребенка в пассивном диалоге (показ совместно с логопедом частей тела...). Пальчиковая гимнастика с использованием различных потешек. Сбор и сортировка мелких предметов, Складывание кубиков. Развитие эмоционального отклика в ходе игровой деятельности
(выражения радости, сострадания, страха).
5. Развитие понимания речи через знакомство с семьей. Узнавание по фотографии близких (мама, папа, бабушка, брат и т.д.). Продолжение знакомства с основными цветами. Введение в активную речь звукоподражаний, лепетных слов.
Использование игр "Ладушки", "Сорока-белобока».
Развитие общей моторики с элементами ориентировки в пространстве (ходьба вперед, вверх, в стороны).
Формирование всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной).