Использование элементов полисенсорных восприятий в дифференциальной диагностике у младших школьников с задержкой психического развития

Черкашина Ирина Игоревна, учитель-логопед "Новоуральской СКОШ № 59"

Учитель-логопед, работающий в ПМПК, должен иметь в своем арсенале достаточный багаж методик для определения нарушений интеллектуального и речевого развития. Однако в последние годы в практике работы специалистов психолого-медико-педагогической комиссии всё чаще наблюдаются осложненные случаи детской патологии, особенно это связано с нарушениями коммуникативно-познавательной стороны речевой деятельности. Большинство диагностических тестов, которые используются мною при обследовании предъявляются в аудиально-визуальном режиме (пояснение и показ) и ограничиваются кинетико-кинестетическими действиями (манипуляция). Следует отметить, что полнота восприятия ребенком информации является непременным условием диагностической работы учителя-логопеда. Таким образом, можно сделать вывод, что качество диагностики в значительной степени зависит от согласования сенсорных способов получения, присвоения и передачи информации, которой пользуются и учитель-логопед, и ребенок.

В сложных случаях диагностики (дифференциальная диагностика умственной отсталости, задержки психического развития и тяжелых речевых нарушений) традиционные методы обследования старших дошкольников и учащихся 1-2-х классов можно дополнить заданиями, в которых используются полисенсорные свойства перцептивно-когнитивных процессов.

Установим иерархию такого полисенсорного комплекса.

"Первый этаж" занимают физические органы чувств. Они воспринимают информацию посредством движений (кинетика), осязаний (кинестетика), зрения (визуальные ощущения), слуха (аудиальное чувство), обоняния и вкуса.

"Второй этаж" занимают высоко организованные механизмы познавательных процессов. Это могут быть интуитивные механизмы, ими нередко пользуются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), эмоционально-волевая сторона с приданными ей сенсорами, логическая и речевая сенсорика. Весь полисенсорный комплекс подчиняется диалектическому, эволюционному принципу сохранения и развития предшествующих свойств речи в последующие. Так например, в вербальных структурах деятельности ребенка с ОВЗ имеются речевая интуиция и мотивация, интонация, как эмоциональная окраска речи, ассоциативные проявления речи в органах чувств: речевое зрение, речевой слух, речевая моторика (звукопроизношение и дифференциация звуков), речевая символика (звукобуквенные образы), речевое мышление (фонематический анализ и синтез, лексико-грамматическая сторона речи и связная речь). Все это позволяет в диагностике использовать два вида заданий с использованием полисенсорного комплекса ребенка с ОВЗ.

Первый вид заданий предусматривает адаптацию учителем-логопедом диагностических тестов к сенсорным способностям ребенка. Не секрет, что общепринятое обследование связной речи предполагает описание различных предметных и сюжетных картинок. На такое задание достаточно живо отреагирует ребенок с визуальным способом восприятия, ребенок же с преобладанием кинетического способа восприятия потребует дополнительного времени, чтобы "ощутить и прочувствовать" ситуацию. Таким образом, по принятой методике последний, если и справляется с заданием, то за более длительное время, что негативно сказывается на общей оценке события. Поэтому целесообразно в диагностические тесты включать полисенсорный аспект. Для детей с ОВЗ (когнитивные нарушения) младшего школьного возраста, или старшего дошкольного возраста, для обследования состояния связной речи мы предлагаем тест погрузить в эмоционально окрашенный сюжет, например, по вкусовой и обонятельной стороне ощущений ("Попробуй …., понюхай …. и расскажи о нем"), по кинетико-кинестетической стороне ощущений (Поиграй … и расскажи, как и ты играл"), с использованием ведущего ощущения осязания ("Потрогай игрушку и расскажи о ней") и др.

Такой диагностический прием обусловлен тем, что уровень мыслительной и речевой деятельности этого контингента детей можно определить с помощью эмоциональный и сенсомоторных проявлений. Такой прием позволяет установить недоразвитие у ребенка с ОВЗ первосигнальных умений и навыков как одну из основных причин недоразвития высших познавательных функций. Используя собственный познавательный опыт каждого ребенка можно подготовить для него индивидуальный диагностический материал, что очень важно в особо сложных случаях.

Второй вид заданий предполагает использование в диагностических материалах для изучения различных познавательных сфер ребенка с ОВЗ (моторика, сенсорика, мышление, речь, коммуникативность, социальная роль) элементов наблюдения за ребенком в динамике. Этот аспект нашел отражение в материалах "Карты динамики развития ребенка с ОВЗ", рекомендованной для использования в учреждениях общего образования Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, например в разделе: "Речевое обследование". В этом разделе мы включаем как элемент диагностического обследования не только обследование речи и артикуляционного аппарата, но и другие на наш взгляд необходимые разделы:

  • сенсомоторика: состояние общей и мелкой моторики, особенности восприятия органов чувств, двигательных видов памяти и др.;
  • мышление: состояние мыслительных операций, особенности логического внимания и логической памяти;
  • речь: детальное обследование всех речевых компонентов;
  • коммуникативные способности: проявление социальных разноуровневых коммуникаций и др.

В результате введения элементов полисенсорной диагностики становится возможным отследить первопричины нарушений познавательных механизмов, более точно определить зону ближайшего развития и детально разработать образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.

Литература

  1. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе. М.- 1985г.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М. –Комтекс-Центр 1993г.
  3. Переслени Л.И., Подобед В.Л. Исследование прогностической деятельностидля характеристики умственного развития детей. Дефектология № 6 1982г.
  4. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка/ под редакцией М.М. Семаго. М. АРКТИ, 1990г.
  5. Фишман М.Н. Электрофизиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении. Дефектология № 5, 1997г.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2012/01/cherkashina