Использование проектного метода в коррекционной работе

Шицелова Маргарита Гариевна, учитель-логопед МКДОУ № 8, ГО Сухой Лог

Воспитание речи у детей – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими.

Особую актуальность для педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности приобретает проблема организации особого образовательного процесса, способствующего коррекции и компенсации недостатков в развитии детей.

Совместные детско-родительские проекты пользуются популярностью среди родителей и детей, зарекомендовав себя как особая эффективная форма взаимодействия.

"Правильно говорить – легче жить!" один из проектов, реализованных в нашем МКДОУ № 8. В основу работы был положен проектный метод, который предполагает постановку проблемы (1 этап), ее обсуждение(2 этап), работу над проектом (3 этап), включающую поиск информации детьми (совместно с родителями) и презентацию.

Используемый в работе с детьми подготовительной группы метод проектов, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.

"Правильно говорить - легче жить!"- это результат напряженных поисков и размышлений о том, как научить воспитанников самостоятельно контролировать в повседневной жизни поставленные звуки. Это попытка учить легко, радостно, без принуждения. Возможно ли это?

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения воспитанники способны к самокоррекции. Данный проект был призван вооружить воспитанников знаниями о причинах нарушения звукопроизношения, способах самоконтроля. В ходе реализации проекта предполагается выполнение исследовательских и творческих заданий.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в данный момент в детском саду выявлен контингент детей с речевыми нарушениями, которые препятствуют усвоению школьной программы и социальной адаптации.

Цель данного проекта состоит в повышении интереса к самостоятельной работе над произносительными навыками. Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. научить детей использовать скороговорки с целью активизации речевой деятельности;
  2. формировать умения совместно с родителями собирать языковой материал; классифицировать полученную информацию; увидеть проблему и наметить пути ее решения;
  3. формировать навыки самоконтроля.

Участниками проекта стали учитель-логопед, воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.

Основное содержание подготовительного этапа – создание мотивации и формулировка проблемы: "Правильно говорить - легче жить?". Это подтолкнуло моих воспитанников на плодотворное исследование по вопросам: Могут ли скороговорки помочь нам правильно говорить? и Зачем надо правильно говорить?

На следующем этапе педагог вводит в игровую ситуацию. Дети принимают задачи, планируют деятельность, объединяются в рабочие группы и распределяют обязанности. Были организованы 2 группы. "Коллекционеры" должны были выяснить как влияют скороговорки на чистое произношение. Для этого необходимо: собрать "Копилку скороговорок", разложить их по "полочкам", создать звуковую "аптеку". "Фотографы" выясняют как влияют звуки на речь? Они сравнивают "фотографии" нормированных звуков с собственным произношением и выявляют есть ли у них проблемные звуки; определяют как влияют звуки на нашу речь; рисуют памятки-шпаргалки шипелок, свистунов, рычалок, лавтунов, пыхтелок, напоминающие о правильном звукопроизношении.

В процессе работы над проектом педагог помогает спланировать и организует деятельность по решению поставленных задач. А воспитанники ищут решение задач, совместно с педагогом составляют схему работы, с помощью родителей подбирают необходимые материалы, пользуясь ресурсами библиотеки и Интернета.

На заключительном этапе участники проекта презентовали результаты исследовательской деятельности младшим ребятам и родителям.

В ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей, родителей, воспитателе и учителя-логопеда, направленное на общее развитие дошкольников. Использование проектного метода позволяет закрепить речевые навыки и умения в повседневном общении, способствует формированию коммуникативной и других функций речи. Дети приучаются к публичным выступлениям, учатся слушать и слышать друг друга. Совместная деятельность позволяет родителям участвовать в развивающей работе, видеть динамику развития и коррекции речи своих детей.

Победители конкурса "Лучший скороговорщик"

Презентация "Копилки скороговорок"


Выступление скороговорщиков перед младшими ребятами