Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной и устной речи у детей с задержкой психического развития

Сырвачева Елена Валерьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа"

В условиях наличия большого количества детей, лишенных родительского попечения, одной из основных форм социальной защиты по-прежнему остается их помещение в дома ребенка, детские дома, общеобразовательные и специальные (коррекционные) школы.

В нашем детском доме – школе воспитывается более ста детей. Многие поступившие воспитанники имеют общее недоразвитие речи и замедленное психическое развитие.

Снижение познавательной и эмоциональной активности, отставание в формировании саморегуляции интеллектуальной деятельности обусловливают и отставание в овладении устной речью, трудности в понимании и употреблении слов, в овладении родовыми понятиями, отмечаются значительные нарушения грамматического структурирования речи, бедность и недифференцированность лексического состава, затруднение самостоятельного речевого высказывания.

Логопедическую работу по коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития я провожу, основываясь на следующих теоретических положениях и принципах:

  1. Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов. 
    Усвоение языковой системы детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстракции. Это и определяет необходимость тесной cвязи с развитием познавательных процессов, с развитием операций анализа, синтеза, обобщения, абстракции на речевом материале. Так, например, при формировании грамматического строя речи, в процессе логопедической работы осуществляется, с одной стороны, сравнение форм одного и того же слова, выделение общей части.
  2. Взаимосвязь развития речи и моторики.
    Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием тонкой ручной моторики, особенно в сензитивный период развития речи. Развитие ручной моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, регулирующих движения руки. Функционирование зон, обеспечивающих произвольные движения руки, вызывает активизацию, созревание речевых зон. Развитие тонкой ручной моторики обеспечивает и готовность руки ребенка к овладению письмом.
  3. Постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению 
    Коррекционно-логопедическое воздействие должно учитывать выявленные специфические особенности высших психических функций детей с ЗПР. На начальных этапах обучения необходимо использовать более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление; на последующих этапах обучения - более сложные мыслительные операции (обобщение, абстракция) с опорой как на наглядно-образное, так и на словесно-логическое мышление. Это дает возможность детям сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и в целом абстрагировать семантические и формально-языковые признаки речевых единиц.
  4. Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития) 
    Решение коррекционно-логопедических задач осуществляется на основе выявления имеющихся у детей с ЗПР трудностей, а также положения о том, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития данной функции, то есть того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога. В соответствии с этим, в ходе коррекционной работы используются задания, стимулирующие активность и заинтересованность детей с ЗПР, способствующие переводу того или иного действия из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
  5. Онтогенетический принцип.
    Последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе (от простого к сложному, от более продуктивных к менее продуктивным).
  6. Комплексный и системный подход.
    В процессе логопедической работы одновременно с формированием речи проводится и развитие у детей нарушенных высших психических функций. Коррекционная работа проводится с учетом тех разделов программы воспитания и обучения, которые способствуют полноценному овладению речью.
  7. Принцип дифференцированного подхода.
    Дифференцированный подход предполагает, прежде всего, учет психологических особенностей детей с ЗПР.
    1) дети с преобладанием нарушений познавательной деятельности;
    2) дети с преобладанием нарушений эмоционально-волевой сферы.
    Все вышесказанное обусловливает необходимость осуществления логопедической работы с учетом состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей. При реализации дифференцированного подхода учитывается, что по уровню сформированности речевых функций, умению дифференцировать речевые единицы категория детей с ЗПР очень неоднородна. Большую часть составляют дети, у которых наблюдается грубое недоразвитие речи.
    Кроме того, трудности в установлении причинно-следственных связей, недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности, неумение самостоятельно организовать свою деятельность обусловливают необходимость использования направляющей помощи со стороны педагога: разнообразной наглядности, простых конструкций, анализа допущенных детьми в ходе выполнения задания ошибок с целью предупреждения их в дальнейшем, создание эмоционально-положительного фона деятельности.
  8. Принцип деятельностного подхода.
    В процессе коррекции нарушений речи необходимо учитывать сложную структуру речевой деятельности (мотивационно-целевой этап - операциональный этап - этап контроля), а также особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР на всех ее этапах.
    В связи с этим, учитывая психологические особенности, большая роль отводится вызыванию и поддержанию интереса к выполнению предлагаемых заданий. Этому способствует использование большого количества наглядности, игр, игровых приемов. В процессе деятельности у детей формируется положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль.
  9. Принцип учета ведущей деятельности.
    В иrpe формируются все новообразования, в том числе и речь. Являясь тем условием в развитии ребенка, при котором он может проявить способности, отражающие зону его ближайшего развития, игра способствует формированию психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений и навыков. Учитывая все вышесказанное, целесообразно многие задания предлагать детям с ЗПР в игровой форме. Это, в свою очередь, создает положительный эмоциональный фон деятельности и повышает эффективность коррекционного воздействия. Вместе с тем, наряду с игровой деятельностью, в структуру логопедических занятий включаются и фрагменты учебной деятельности, что обеспечивает формирование предпосылок школьного обучения этих целей.

Создание единого коррекционного пространства образовательного учреждения

С целью определения потенциальных возможностей детей, для выявления уровней и особенностей развития познавательной деятельности, эмоционально-личностной зрелости воспитанников, нуждающихся в активной и своевременной помощи, в обучении и адаптации в ГКОУ СО «Верхнетагильский детский дом-школа» создан ПМПк. Обследование воспитанников проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально. По данным обследования специалист составляет заключение, и разрабатывает рекомендации. На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития. На заседаниях ПМПк обсуждаются результаты обследования, и составляется коллективное заключение. В случае необходимости обследования с целью определения вида обучения воспитанники направляются на областную ПМПК.

В обязанности консилиума входит: изучение состояния ребенка, выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер, изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в период жизни и на начальной ступени обучения.

С обследованными детьми проводятся коррекционные занятия: педагогом – психологом по коррекции эмоционально – волевой сферы и психических функций: учителем логопедом по формированию правильного звукопроизношения и развития связной речи; учителем – дефектологом по формированию учебных навыков; педагогом по коррекционной физкультуре по развитию общей координации и коррекции движений.

На начальных этапах содержание и методика обучения в классах для детей с ЗПР «подстраиваются» под индивидуальные типологические особенности детей с трудностями в обучении. Когда успешность обучения в классах ЗПР помогает учащимся избавиться от сложившихся представлений о собственной посредственности, неспособности к учебе и даже неполноценности, содержание обучения усложняется, а темп прохождения учебного материала увеличивается. Таким образом, не столько обучение «подстраивается» под индивидуальные особенности ученика с трудностями в обучении, а, скорее, он — под постепенно убыстряющийся темп и усложняющийся процесс обучения.

Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно – психического здоровья воспитанников. Коррекционная работа и развивающее обучение ведется на фоне медикаментозного лечения и под наблюдением врачей.

Важно, чтобы дошкольники и школьники поверили в свои возможности, испытали чувство успеха. Именно учебный успех должен стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Существенной чертой коррекционно-развивающего педагогического процесса является индивидуально-групповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Занятия могут иметь характер предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.

Только проведение всеми специалистами координированной работы с использованием коррекционных приемов при обучении школьников в классах коррекционно-развивающего обучения создает условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач. Следует подчеркнуть, что система позволяет учащимся свободно переходить в обычные классы при достижении положительных результатов в развитии и учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, развитие речи у детей с ЗПР в детском доме-школе осуществляется не только на логопедических занятиях, но и в процессе работы педагогов всего коррекционно-образовательного пространства.

Организация коррекционной работы развивающего обучения, систематизированный подход, контроль уровня достижений воспитанников позволяет решить задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации, дает возможность обеспечить их полноценную социализацию.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2012/01/syrvacheva