Мотивация ребенка в логопедической работе по коррекции звукопроизношения

Костюк Анна Владимировна, к.п.н., доцент кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования"

Е.П. Ильин подчеркивал значимость мотивации в структуре и результате любой человеческой деятельности [1]. На логопедических занятиях мотивация ребенка к деятельности по коррекции собственных речевых нарушений играет важную роль как в процессе, так и в результате коррекционной работы.

Формирование у ребенка потребности к правильной речи, как составной части мотивации, логопедами дошкольных образовательных учреждений осуществляется через:

  1. формирование у ребенка положительного настроя на деятельность на логопедических занятиях;
  2. формирование у ребенка потребности к преодолению трудностей на логопедических занятиях;
  3. формирование у дошкольника потребности к самоконтролю над правильным звукопроизношением.

Формирование у дошкольников мотивации к коррекции звукопроизношения осуществляется с использованием различного вида поощрений. В практике логопедической работы используются следующие поощрения:

  • пищевое поощрение;
  • непищевое материальное поощрение;
  • социальное поощрение взрослым: похвала, одобрение;
  • социальное самопоощрение;
  • комбинированное поощрение.

Как известно, поощрения могут быть как немедленные (сразу после правильно или со старанием выполненного задания, произнесенного звука), так и отсроченные (в конце занятия, в конце дня).

В связи со спецификой логопедических занятий и особой трудностью для ребенка заданий по выполнению некоторых упражнений и заданий оправдано использование на этапе подготовки артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляционной позиции – непищевого материального поощрения, постепенно переходя к комбинированному поощрению и социальному самопоощрению.

Выбор поощрения определяется не только этапом логопедической работы, но и возрастом, и предпочтениями ребенка к какому-либо поощрению. Так, чем младше ребенок, тем большим эффектом будет обладать именно пищевое поощрение.

Пищевое поощрение представляет собой различного рода витаминки (по разрешению родителей и врача), маленькие конфетки типа m&m`s, кусочки мармелада и т.п. В прикладном поведенческом анализе выделена такая особенность пищевого поощрения, как быстрая насыщаемость ребенка положительными эмоциями от поощрения и, следовательно, необходимость замены поощрения. Кроме того, учителю-логопеду необходимо контролировать количество поощрения, получаемого ребенком на занятии. Пищевое поощрение лучше использовать для маленьких детей, например, при вызывании звукоподражаний. Применение пищевых поощрений возможно только с разрешения родителей.

В качестве непищевого материального поощрения могут использоваться наклейки, стикеры, смайлики, солнышки, листики, звездочки, снежинки и т.п. Такой вид поощрения более желателен для использования на логопедических занятиях в связи с тем, что возможно его отсроченное применение: например, в конце занятия или после получения определенного количества жетонов (фишек). К непищевому материальному поощрению также относится предоставление ребенку какой-либо любимой игры или деятельности в конце занятия. Деятельность или игра, которая используется именно для поощрения, должна быть, в первую очередь, интересна ребенку. Так в качестве поощрения для мальчика, который увлекается бакуганами будет игра или рассматривание карточек именно с бакуганами, а не игра с машинками, ракетами и роботами. На индивидуальных занятиях подбор поощрения должен быть строго индивидуален, т.к. тогда оно будет обладать максимальной эффективностью и способствовать формированию мотивации к коррекционной работе. Это требует от логопеда хорошего знания интересов и увлечений ребенка.

Похвала, одобрение, как социальное поощрение ребенка взрослым, постоянно используется на логопедических занятиях. К сожалению, иногда учитель-логопед использует похвалу всей группы после выполнения задания или в конце занятия, после чего отмечает каждого ребенка на занятии. Такое использование этого вида поощрения хорошо способствует формированию у детей положительного настроя на деятельность на логопедических занятиях, однако недостаточно влияет на формирование у детей мотивации к преодолению трудностей на логопедических занятиях и к самоконтролю над правильным звукопроизношением.

Не умаляя достоинств общей похвалы, необходимо отметить, что в работе по коррекции звукопроизношения индивидуальное социальное поощрение ребенка способствует формированию у него мотивации к преодолению трудностей и к самоконтролю над правильным звукопроизношением. В этом случае поощрение производится непосредственно после того, как ребенок правильно выполнил задание или произнес звук самостоятельно. Кроме того, такое поощрение необходимо проводить регулярно в течение всего занятия, чтобы поддержать интерес ребенка к правильному произнесению звука или выполнению задания. Слова "молодец", "умница" часто не являются для дошкольника сильным социальным поощрением, т.к. оценивают положительно его самого, а не выполнение задания или правильно произнесенный им звук. Более эффективным социальным поощрением будет похвала непосредственно выполненного задания или звука. Например: "Как ты красиво [р] говоришь! Мне нравится!"

Социальное самопоощрение представляет собой "самопохвалу" ребенка, иногда оформленную во внешней речи, но чаще всего оно представляет собой внутреннюю речь. Социальное самопоощрение возникает на основе социального поощрения ребенка взрослым, которое взрослый начинает применять значительно реже, чем ранее. При этом правильное звукопроизношение поощряется взрослым не каждый раз, когда его ребенок использует, а через незначительные промежутки времени, при этом у ребенка остается потребность в похвале и он стремится произносить звуки речи правильно. Так постепенно возникает социальное самопоощрение, благодаря которому звуки будут "введены в речь".

Комбинированное поощрение включает в себя различные виды поощрений.

Таким образом, можно предполагать, что правильный выбор поощрения будет способствовать формированию устойчивой мотивации использовании звукопроизносительных умений, сформированных на логопедических занятиях.

Литература

  1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 512 с.