Оценка особенности личностных свойств учителя-логопеда на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР при подготовке к аттестации

Воробьев Игорь Константинович,учитель-логопед ПМПК

Период подготовки к аттестации – наиболее ответственный период деятельности педагога. Данный этап деятельности учителя-логопеда характеризуется повышенным нервным напряжением, дополнительной нагрузкой, быстрой утомляемостью. Как минимизировать нагрузки в период подготовки к аттестации? Действительно ли этот период отличается психотравмирующей обстановкой или все это эмоциональный «налет»? Для ответа на поставленные вопросы было необходимо провести наблюдения за работой учителя-логопеда и попытаться сравнить их с деятельностью в межаттестационный период.

В результате проведенного наблюдения уроков во 2-в классе «Новоуральской СКОШ № 59» были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств и коммуникаций учителя-логопеда. Приведенные наблюдения были необходимы для создания условий психологического комфорта на логопедических занятиях в период подготовки к аттестации.

Для анализа основных видов коммуникаций и выявления их специфики в практике работы учителя - логопеда, был использован ряд методик и приемов.Качественный анализ невербальных компонентов в работе учителя-логопеда сделан также на основе видеозаписи 3-х логопедических занятий.

  1. Дистанция (организация рабочего пространства) - на уровне диалога (0,5 - 1,2 м) и социального расстояния (1,2 – 1,7 м). Во время урока учитель-логопед двигается по кабинету, часто подходит близко к детям, стараясь сократить дистанцию. Но иногда расстояние увеличивается, это происходит когда учитель-логопед пишет что-нибудь на доске.

    Микровывод: организация рабочего пространства зависит от форм работ на уроке, требуемых нахождения учителя-логопеда у доски, а в целом наиболее характерным является расстояние на уровне диалога (0,5 – 1,2 м), что обеспечивает довольно тесный и весьма доброжелательный контакт. Грубых отличий (частый разрыв дистанции) при проведении занятий в период подготовки к аттестации и межаттестационный период не выявлено.

  2. Позы. Зафиксированы следующие:
    • стоит с опорой на ученический стол;
    • руки заложены за спину;
    • ладонь запущена в волосы;
    • рука согнута в локтевом суставе;
    • ладонь поддерживает подбородок;
    • руки скрещены на груди (крайне редко).

    Микровывод: позы "стоит с опорой на ученический стол" и "руки заложены за спину" могут восприниматься как некая эмоциональная дистанция; а позы "ладонь запущена в волосы" и "ладонь поддерживает подбородок" - могут трактоваться как акцент говорящего на своих мыслях, чувствах, своем внутреннем состоянии. (Говоря о предполагаемых трактовках невербального поведения, нужно всегда помнить о том, что нет универсального "переводчика", всегда следует учитывать контекст коммуникаций, состояние человека, внешние факторы). Практически все отмеченные выше позы, связанные с использованием рук; встречаются чаще у учителя-логопеда в период подготовки к аттестации, что говорит о внутреннем напряжении педагога.

  3. Жесты и телодвижения. Зафиксированы:
    • взмах рукой;
    • покачивание головой в такт высказывания;
    • грозит пальцем;
    • руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детям;
    • прохаживание перед партами;
    • волнообразные движения руки;
    • телодвижения в такт высказывания, в такт произносимым звукам;
    • покачивание головой в знак одобрения;
    • "палец ко рту" ("тише");
    • покачивание головой ("нет");
    • иллюстративные жесты;
    • дирижерские жесты;
    • жесты-"сорняки" практически отсутствуют;
    • прикосновение (используется довольно часто, как для похвалы, так и для дисциплины).
  4. Микровывод. Возможна следующая трактовка некоторых жестов: "руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории", "покачивание головой в знак одобрения" - открытость, приятие. В целом, жестикуляция и телодвижения используются для усиления значения произносимой речи, как эмоциональный отзыв на ответы детей, а также как средства для нормализации рабочей обстановки и в целом создают благоприятную картину, как в период подготовки к аттестации, так и межаттестационный период.

  5. Мимика. Для данного педагога характерны мимические движения:
    • глаза широко раскрыты;
    • веки прищурены;
    • сморщивает лоб;
    • сдвигает брови;
    • улыбка;
    • иллюстративная;
    • вопросительная;
    • интенсивный визуальный контакт.

    Микровывод:в целом мимика небогатая, но улавливается положительный, добрый настрой, и, конечно, велика роль визуального контакта, когда каждый ребенок ощущает себя не зрителем происходящих событий, но активным участником занятия.

  6. Интонация. Характерна:  
    • тембр голоса низкий, мягкий;
    • вопросительная;
    • доброжелательная;
    • одобрительная;
    • повышение интонации происходит в моменты занятия, когда дети начинают шуметь.
  7. Микровывод: из вышесказанного видно, что также, как и мимика, интонация способствует доброжелательному настрою, сильно не зависит от периода работы учителя-логопеда.

  8. Различия невербального поведения во время обычной работы и работы со звуками речи. Во время работы со звуками речи:
    • мимика становится богаче;
    • появляется больше иллюстративных жестов;
    • повышается интонация голоса;
    • увеличивается количество движений руками (в основном, в такт речи);
    • появляются поддерживающие жесты.

    Микровывод: во время работы учителя - логопеда над звуками речи усиливается невербальный компонент, что обуславливает эмоциональную отзывчивость в восприятии невербального "текста" (то есть звуков речи).

В заключении необходимо отметить, что проведенный выше анализ позволяет:

  • рассмотреть психологический профиль учителя - логопеда в данном классе, учесть особенности педагогических коммуникаций, в результате чего видно, что наибольшую выраженность имеет доброжелательное, активное диалогичное взаимодействие с детьми, которое не зависит от периода деятельности педагога;
  • выявить рейтинг логопедических занятий в данном классе и попытаться объяснить сложившуюся ситуацию;
  • при подготовке к аттестации уделить внимание совершенствованию коммуникативной стороны деятельности и психологической устойчивости учителя-логопеда.

Таким образом, в целом, анализ невербального поведения педагога на логопедическом занятии показал, что учитель - логопед весьма положительно и радушно настроен к детям, активно, с собственной заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью преподносит им знания; используются умело и жесты и мимика, - как наиважнейшие компоненты всего комплекса невербального поведения. Очень часто конфликтогенное слово "нет" заменяется покачиванием головы, а фразы типа "тише!", "замолчите!" успешно вытесняются жестом "палец ко рту". Отсутствует несовпадение вербального и невербального компонентов. Результаты сравнительного анализа показали, что два основных вида педагогических коммуникаций (вербальный и невербальный) существуют вместе, взаимопроникая и гармонично дополняя друг друга и мало зависят от межаттестационного периода и периода подготовки к аттестации.

Литература

  1. Альманах психологических тестов – М., 1995.
  2. Бурлачук Р.Л., Морозов С.М., Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев 1989.
  3. Марциновская Т.Д., Диагностика психического развития детей. – М. 1997.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М., 1995.
  5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.