Опыт использования компьютерной системы "Комфорт" НПФ "Амалтея" в коррекции речевых нарушений у детей с дизартрией, заиканием

Ощепкова Оксана Олеговна, учитель-логопед I квалификационной категории, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ладо"

Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. В наше время требования мира столь высоки, что ребенку жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях. Все понимают, что важно научить ребенка ходить, сидеть, читать, считать, но не всегда взрослые задумываются, что не менее важно научить ребенка правильно дышать, научить его сохранять свое здоровье и управлять возможностями своего организма.

Основной целью программы "КОМФОРТ" является обучение ребенка навыку правильного, оптимального типа дыхания - диафрагмального, артикуляции, голосообразования, свободной, без избыточных психофизиологических затрат речи, понятийного мышления, речевого поведения, коррекции психоэмоционального и функционального состояния в целом.

Особенности речевого дыхания

Речевое дыхание представляет собой высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. "Речевой" вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. "Речевой" вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией

Дизартрия

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

Заикание

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Некоторые заикающиеся, пытаясь преодолеть запинки в речи, помогают себе, совершая различные сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы действительно облегчают речь, но очень быстро становятся насильственными, делают заикание еще более тяжелым.

Виды дыхания

  1. Верхнее дыхание. Такой тип дыхания с физиологической точки зрения самый непродуктивный. Оно расточает энергию и бедно результатами.
  2. Грудной тип дыхания является самым распространенным, но в то же время, дает значительную нагрузку на дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы.
  3. Диафрагмальное дыхание (по классификации Овсянникова) является, по результатам многих исследований, наиболее оптимальным и наиболее эффективным типом дыхания человека.

Приёмы развития речевого дыхания

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
  2. Формирование длительного фонационного выдоха.
  3. Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Плавность речи – это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

При диафрагмальном дыхании вдох - спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка "выступает вперед", и воздух, как бы "набирается животом". Выдох – плавный, удлиненный, осуществляется преимущественно через рот. Брюшная стенка "втягивается", а воздух, как бы "выталкивается животом".

За счет вентиляции нижних отделов легких уменьшаются застойные явления в них, что приводит к снижению заболеваемости ОРЗ, бронхитам и прочим легочным заболеваниям. Также активные движения диафрагмы осуществляют массаж внутренних органов брюшной полости и малого таза.

Кроме того, дыхательная функция связана с деятельность сердечно-сосудистой системы. Изменение ритма и частота дыхания непосредственно влияет на изменения сердечного ритма. Так называемая респираторно-синусовая аритмия (RSA) или просто дыхательная аритмия сердца (ДАС) проявляется в том, что в норме на вдохе частота сердечных сокращений увеличивается, а на выдохе – уменьшается. Именно RSA является наиболее оптимальным режимом распределения нагрузки на сердце.
При ключичном и грудном дыхании ритмы дыхания и сердечной деятельности не совпадают, значительно уменьшается RSA, что свидетельствует о дополнительной нагрузке на сердце. Длительное состояние перенапряжения неизбежно ведет к срыву адаптационных механизмов и развитию соматической патологии.

При диафрагмальном дыхании дыхательный и сердечный ритм относительно синхронны, поддерживается хорошо выраженная RSA, следовательно, сердце работает в оптимальном режиме распределения нагрузки. Плавный длительный выдох при глубоком дыхании дает возможность нашему организму отдохнуть.

Вместе с тем, на глубоком диафрагмальном выдохе происходит снижение активности коры головного мозга, что приводит к снижению мышечной активности, тонуса периферических сосудов, и таким образом достигается состояние расслабления, снижаются или исчезают спастические боли.

Особенности построения логопедического занятия с использованием "Комфорт Лого"

  • При постановке целей занятия и его планировании учитываются возрастные и характерологические особенности ребенка.
  • Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции.
  • Содержание занятия соответствует требованиям программы.
  • Необходимо учитывать, что занятие с использованием "Комфорт Лого" предполагает значительно больше времени на 10 - 20 минут.
  • Использование метода "Комфорт Лого" на занятии позволяет оптимально чередовать различные виды работы, сочетать режим работы и отдыха:
    • входную диагностику можно проводить в самом начале занятия,
    • тренировочный этап диафрагмального дыхания можно проводить после артикуляционной зарядки или в любой момент занятия, когда необходимо сменить вид деятельности,
    • итоговую диагностику самочувствия ребенка можно провести в конце занятия,
    • успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно-гигиенические условия.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным важность и польза обучения диафрагмальному дыханию детей с речевыми нарушениями, сопровождающимися нарушениями дыхания. Опыт использования "Комфорт Лого" на логопедических занятиях можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2012/01/oshepkova

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Коррекция речи у детей с ОВЗ.ppt)Коррекция речи у детей с ОВЗ.ppt1965 Кб