Организационно-содержательная структура логопедических занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья

Маленьких Ольга Павловна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 21 города Асбеста

Социально-психологические исследования российских учёных показали, что ещё 5 лет назад 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи психолого-педагогического характера. Растёт количество таких детей и в МБОУ СОШ №21 города Асбеста.

В нашей школе традиционно действуют классы для детей с ЗПР, но и в массовых классах ежегодно возрастает количество первоклассников, нуждающихся в логопедической помощи. Сравнительная характеристика учащихся с речевыми нарушениями показывает, что картина патологий меняется и качественно и количественно.

Динамика речевых патологий учащихся СШ№21 за последние 5 лет в процентах

Таким образом, в настоящее время возрастает не только общее количество учащихся, нуждающихся в помощи логопеда, но и возрастает «тяжесть речевого дефекта». Начинающему логопеду достаточно сложно провести диагностику, распределить учащихся по группам в зависимости от речевых патологий, подобрать и распределить необходимый речевой материал для работы с каждой группой, организовать и структурировать логопедические занятия. С целью оказания помощи начинающим логопедам предлагаю примерную структуру логопедических занятий, представленную в Таблице №2.

Примерная структура логопедических занятий. Таблица 2.

Фронтальные занятия по предупреждению нарушений чтения и письма, развитию связной речи.

Групповые (подгрупповые), индивидуальные занятия по коррекции устной и письменной речи.

Групповые (подгрупповые) занятия по коррекции письменной речи.

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Развитие силы голоса, дыхания.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Сообщение темы.

6. Работа по автоматизации или дифференциации звуков.

7. Работа по развитию звукового анализа.

8. Физкультминутка.

9. Развитие словаря и грамматического строя речи.

10. Работа над развитием связной речи.

11. Итог, оценка.

12. Д.З.

1. Орг. момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие общей и мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Развитие силы дыхания, голоса.

7. Сообщение темы.

8. Работа по развитию фонематического слуха.

9. Физкультминутка.

10. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слов.

11. Работа со словами. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

12. Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись

13. Итог, оценка.

14. Д.З

1. Орг. момент.

2. Артикуляцион-ная гимнастика.

3. Дыхательная гимнастика.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Развитие пространственной ориентации (графический диктант).

6. Сообщение темы.

7. Сравнение звуков по артикуляции.

8. Сопоставление звуков с их графическим изображением.

9. Выборочный диктант.

10. Физкульт-минутка.

11. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слов с графической записью.

12. Работа над словарем, словообразованием.

13. Работа над предложением, текстом.

14. Итог, оценка.

15. Д.З

Индивидуальные, групповые (подгрупповые) занятия по коррекции устной речи (звукопроизношения)

Индивидуальное Занятие по коррекции устной речи при дизартрии

Этап постановки и автоматизации звука

Этап дифференциации звука

1. Орг.момент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление.

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики.

8. Работа над развитием дыхания и голоса.

9. Физкульт-минутка.

10. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

11. Развитие пространственной ориентации.

12. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

13. Развитие связной речи.

14. Итог, оценка.

15. Д.З.

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

-Общие артикуляционные упражнения.

-Специальные артикуляционные упражнения.

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

-положение губ;

-положение зубов;

-положение языка (кончик, спинка, корень);

-участие голосовых складок;

-характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Физкультминутка.

8. Развитие фонематического слуха:

-опознание звука из ряда изолированных звуков, отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию;

-опознание звука из слогов изолированных звуков, отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию;

-из слов;

-из предложений;

-из текста.

(постепенно добавляется 9-11 этапы)

9. Закрепление звука в слогах.

10. Закрепление звука в словах.

11. Закрепление звука в предложениях.

12. Итог, оценка.

13. Д.З.

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие артикуляционных укладов, отрабатываемых звуков.

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированных звуков, с использованием звукоподражания.

5. Анализ артикуляции звуков по лану с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Физкультминутка.

10. Дифференциация звуков в слогах Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

11. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.

12. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

13. Дифференциация слов в тексте.

14. Домашнее задание.

15. Итог, оценка.

16. Д.З

Конечно, представленная структура логопедических занятий не является жёсткой, при необходимости можно изменять, добавлять или не проводить некоторые этапы. Однако мой опыт работы подсказывает, что следование представленной структуре позволяет сделать занятия комплексными, системными и эффективными. Благодаря этому проблемы речевого развития учащихся с ОВЗ (в том числе и ЗПР) мне удаётся решать за первые три года обучения в массовой школе.

Фронтальное занятие по коррекции устной и письменной речи в 3 в классе. Этап развития фонематического слуха.

Подгрупповое занятие по коррекции письменной речи в 3в классе. Графический диктант.