Особенности работы по формированию навыков звукового анализа у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Красильникова Ирина Сергеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "НСКОШ № 50"

Одним из важнейших направлений в системе логопедической коррекции является работа по формированию навыков звукового анализа, развивающихся на базе фонематических процессов, в котором особое место занимает работа по формированию начальных навыков звукового анализа, поскольку именно на данном этапе закладываются предпосылки формирования письменной речи.

Как показывает практика, многие учащиеся с нарушением интеллектуального развития с трудом усваивают такие понятия, как гласные и согласные звуки, звонкость-глухость и твердость-мягкость согласных, и даже на более поздних этапах обучения продолжают испытывать трудности в определении и дифференциации данных категорий. Это обусловлено тем, что, помимо имеющихся нарушений речевого и психического развития, у учащихся первого класса преобладает наглядно-образное, а у некоторых и наглядно-действенное мышление; ведущим видом деятельности является – игра, а ребенку при этом приходится усваивать довольно много абстрактного, непонятного для него материала.

Для решения данной проблемы была разработана система работы, способствующая овладению учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарными, базовыми понятиями.

В работе выделяется четыре этапа, которые представлены в виде серии логопедических сказок с элементами практических упражнений.

В настоящее время существует множество изданий и методических пособий, в которых представлены "Сказки о Веселом Язычке", но, как правило, это лишь не связанные между собою минисюжеты, в которых детям в игровой форме предлагается выполнить те или иные артикуляционные упражнения.

Новизна и актуальность предлагаемого материала заключается в том, что логопедические сказки имеют одну "сюжетную линию", содержат причинно-следственные связи, в доступной форме объясняющие некоторые явления системы речи и языка, что позволяет поэтапно формировать у учащихся понятия, умения и навыки, необходимые для развития звукового анализа и правильного звукопроизношения.

  • 1 этап (подготовительный). Первая серия логопедических сказок позволяет учащимся подробно и доступно познакомиться с процессом звукопроизводства. Главными героями здесь являются Воздушная струя, Голос и Веселый язычок.
    Детям предлагаются задания, выполняя которые, они учатся управлять воздушной струей и голосом, подробно знакомятся с органами артикуляции. Широко используются опора на зрительный и тактильный анализаторы, схемы и пиктограммы. На этом же этапе ведется работа по развитию фонематических процессов на материале неречевых звуков.
    Данный этап работы совпадает с добукварным периодом обучения грамоте. Во время его прохождения дети учатся выполнять различные артикуляционные упражнения, создавать и удерживать базовые артикуляционные позы.
    Таким образом, к окончанию первого этапа, у учащихся развиваются умения управлять воздушной струей, голосом и органами артикуляции; формируется кинестетическая база, что облегчает процесс усвоения звуков и букв и создает предпосылки к формированию понятий – гласный и согласный звук, звонкость и глухость согласных.
  • 2 этап. Вторая серия сказок посвящена формированию и дифференциации понятий – гласные и согласные звуки. Основой усвоения данных понятий является зависимость типа звуков от наличия или отсутствия преграды на пути воздушной струи. Учащиеся подробно анализируют способы образования звуков, наличие и отсутствие преграды, а также какие артикуляционные органы создают преграду (это поможет в последующем анализировать группы согласных звуков и место их образования). Вводится понятие – буква. Начинается работа по развитию фонематических процессов на вербальном материале (на уровне гласных звуков).
    Если данный этап опережает начало букварного периода обучения грамоте, то термины – гласный и согласный звук можно упустить, а ограничиться лишь практическим усвоением умения определять тип звука.
    К окончанию второго этапа работы учащиеся овладевают понятиями – гласный, согласный звук и умением их дифференцировать.
  • 3 этап. Задачами третьей серии логопедических сказок является формирование понятий о звонкости/глухости и твердости/мягкости согласных звуков, а также представлений о группах согласных звуков (свистящие, шипящие, соноры).
    На основе взаимодействия все тех же главных героев сказки учащиеся знакомятся со способами образования звонких и глухих согласных. Овладевают приемами определения звонкости/глухости согласных, подробно анализируют причины, от которых зависит их отнесенность к той или иной категории. Дается понятие о группах согласных звуков. Ведется активная работа по развитию фонематических процессов. По окончании третьего этапа учащиеся усваивают понятия звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных, приобретают умения анализировать звуки, давать им характеристику по месту и способу образования.
  • 4 этап. Четвертая серия сказок затрагивает понятия слог и слово. Основными задачами данного этапа являются – формирование представлений о звукослоговом составе слова, и начальных навыков звукового анализа. Здесь широко используются хорошо знакомые и любимые детьми сказочные сюжеты.
    • Игра на основе сказки "Теремок", где главными героями становятся на звери, а звуки и буквы. Каждый "Звук", постучавшись в Теремок, должен назвать себя и дать себе характеристику. "Звуки", уже находящиеся в Теремке, прежде чем впустить нового героя просят его выполнить различные задания, связанные со звукобуквенным и звукослоговым анализом и синтезом. Героями сказки могут стать также слоги. Окончанием сюжета должно стать составление слова.
    • Игра на основе сказки "Репка". Принцип построения тот же, что и в игре "Теремок". Главные герои – звуки или слоги. Целью является составление слова.
    • Игра на основе сказки "Колобок". Главный герой – звук или слог, который встречает на своем пути другие звуки и слоги. Герои могут либо дружить (составлять слоги, слова) или ссориться (образовывать новые слова путем перестановки, замены, добавления или опускания звука или слога).

В дальнейшем такие игры можно проводить в рамках работы над предложением, главными героями сделать слова, а не слоги и звуки.

Применение в коррекционной работе таких приемов ценно еще и тем, что позволяет охватить сразу несколько структурных компонентов речевого развития: фонематические процессы и звуковой анализ (при выполнении основных заданий), мелодико-интонационную и просодическую стороны речи (различная интонация, темп и модуляции голоса при построении диалогов), звукопроизношение (если в сказке участвуют дети, находящиеся на этапе автоматизации какого-либо звука), а также коммуникативные умения.

Преимущество использования данных сказочных сюжетов заключается в том, что им, при наличии возможности и времени, можно посвятить целое занятие с использованием декораций, элементов костюмов, расширить сюжет, усложнить, разнообразить и увеличить количество заданий, а при отсутствии таких возможностей, применить как этап занятия и ограничиться предметной наглядностью, причем даже в такой форме они не теряют своей эффективности и привлекательности для детей.

На протяжении всей работы каждый вновь появляющийся термин, новое понятие сопровождаются опорными символами, схемами и пиктограммами, которые активно используются и в последующей работе по коррекции дисграфии.

Таким образом, к завершению четвертого этапа работы, учащиеся усваивают специальную терминологию и овладевают элементарными навыками звукового и звукослогового анализа.