Предупреждение дислексии и дисграфии в системе коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда детского сада

Латникова Наталья Александровна, учитель-логопед, I квалификационная категория, "Новоуральская СКОШ №59"

За время работы в речевой группе детского сада мне пришлось заниматься с детьми четырёх-, пяти-, шести- и семилетнего возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи». Для этих детей характерны проблемы соматического здоровья. Они, как правило, ослаблены и имеют функциональные отклонения в состоянии жизненно – важных систем организма. Отмечается неравномерность развития психических процессов. В психическом состоянии этих детей отмечается эмоционально – волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности с недостаточностью функции самоконтроля.

Для детей с ОНР характерна повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность. Отмечаются заболевания нервной системы, расстройство двигательной сферы, которое выражается в недоразвитии общей и мелкой моторики. Доказано, что дисграфия и дислексия обусловлены теми же причинами, что и речевые нарушения и имеют полиморфную модель расстройства. Нарушения речи, затрагивающие звукопроизношение, лексику, грамматику, слоговую структуру слова, фонематическое восприятие в дальнейшем неблагоприятно сказываются на формировании навыков чтения и письма. Практика показывает, что эффективность коррекции снижается по мере увеличения возраста ребёнка.

Обследовав детей на предмет, предрасположенность к дислексии и дисграфии, я выявила большое количество детей. Эти данные побудили к поиску деятельности, направленной на предупреждение нарушений усвоения чтения и письма уже в дошкольном возрасте.

Основные направления в работе со школьниками, имеющими нарушения чтения и письма известны в педагогической литературе. Моей задачей стало составить план работы с дошкольниками по предупреждению нарушений чтения и письма на основе теоретических разработок А.Н.Корнева, Н.Садовниковой:

  1. Формирование пространственных ориентировок;
  2. Развитие ориентировки во времени;
  3. Развитие слухо-моторных координаций;
  4. Развитие речевого внимания, фонематического восприятия;
  5. Формирование двигательной функции руки.

Для реализации задач по каждому направлению, подбирала приёмы на каждую возрастную группу. Преимущество этой системы в том, что она не требует специально организованных занятий, а осуществляется в течение всего дня и включается во все режимные моменты, организованные и неорганизованные формы детской деятельности.

В реализации этих направлений участвует не только логопед, но и воспитатели групп, музыкальный работник, инструктор по физической культуре и плаванию, родители. Остановлюсь на одном из направлений. Практический опыт подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не овладеют грамотным чтением и письмом.

Систему работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза делила на три этапа. В содержании работы на каждом из этапов должна быть взаимосвязь с другими.

1 этап – подготовительный

На данном этапе развивала фонематическое восприятие (фонематический слух, фонематические представления, фонематические дифференциации и обобщение). Важно развивать слуховое внимание и слуховую память, т. к. неумение слушать и запоминать в будущем затруднит звуковой анализ. Работа проводится в игровой форме, с использованием рисунков, карточек, картинок.

2 этап – формирование фонематического анализа и синтеза.

Особое внимание уделяла развитию фонематического анализа и синтеза звуковых рядов, состоящего из двух или нескольких гласных; согласного и гласного звуков и слов. Первоначально работала с опорой на зрительное восприятие, затем на слух, далее собственное произношение. Важно уделять внимание на выработку связи звука со зрительным образом буквы. После закрепления умения определять последовательность звуков в слове дети выполняют задания по слухопроизносительным представлениям (составление слогов, слов из букв разрезной азбуки).

3 этап – развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов.

Фонематический анализ должен дать ребёнку с ОНР ориентацию в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой. Письмо – это процесс перевода устной речи в графическую (буквенную) модель, а чтение процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме.

Таким образом, написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков в последовательность букв в пространстве. Поэтому развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов проводится в тесной связи с чтением и «печатанием».

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа и синтеза слов описаны в соответствующих руководствах многих авторов (М.Ф.Фомичёвой, Т.Б.Филичевой, Н.В.Нищевой, Н.А.Чевелёвой, Р.И.Лалаевой и др.). В своей работе использую известные виды работ и авторские игры и упражнения. Они способствуют развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогают лучше ориентироваться в звуко – слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма. Выпуск детей в школу показал, что уменьшилось количество трудностей, обуславливающих дислексию и дисграфию. Многие дети умели читать по слогам, делать звуковой анализ и синтез двухсложных слов, печатали предложения и разбирали его.

Список литературы

  1. Ефименкова А. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. – М: Владос. , 2001.
  2. КобзареваЛ., Кузьмина Т. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж. 2000
  3. Корнев А. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб. , 1997.
  4. Лалаева Р.Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб. , 5.Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб. , 1995.
  5. Садовникова Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М. , 1995.
  6. Филичева Т., Чиркина Г. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М. , 1993.