Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на этапе адаптации к школе

Савченко Татьяна Викторовна, педагог-психолог, "ГКОУ СО «Михайловская СКОШИ"

Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв...
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давыдович

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Известно, что одним из ключевых моментов успешной организации педагогического процесса является высокий уровень адаптации ребенка к школе. В этой связи проблема адаптации детей с ОВЗ в школе – интернате имеет одно из приоритетных значений.

Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов, приютов, других школ – интернатов. Среди них есть дети- сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей, все дети имеют ограниченные возможности здоровья. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.

Созданная нами система сопровождения предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально-психолого-педагогических условий для быстрой и успешной адаптации учащихся.

ЦЕЛЬ: Создать благоприятные социально-психолого-педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы-интерната.

ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Вновь прибывшие дети.

ЗАДАЧИ:

  • Определить уровень адаптации каждого ребёнка;
  • Создать условия для социально – психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;
  • Выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, "трудных детей", детей склонных к побегам, детей – изгоев);
  • Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;
  • Разработать индивидуальные программы социально – психолого - педагогического сопровождения ребенка;
  • Оказывать консультативную помощь по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;
  • Взаимодействовать с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка (школьный ПМПк).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

  • Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, "трудные дети", дети, склонные к побегам, дети – изгои.
  • Составление плана работы с дезатаптированными детьми.
  • Формирование актива социальных помощников (медработники, классные руководители, воспитатели, старшая вожатая, администрация)
  • Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей
  • Систематизация результатов социально - психолого – педагогических исследований.

ЭТАП ПСИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

  • Наблюдение за вновь прибывшими детьми (посещение уроков и внеклассных мероприятий)
  • Изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода "вмешательств".
  • Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
  • Консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям;
  • Занятия для детей, имеющих проблемы в период адаптации. (Психолог)

Социально-психологическая поддержка ребёнка:

  • Определение состояния психико-эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов, учащихся);
  • Индивидуальная работа с учащимися по преодолению социально – педагогических трудностей;
  • Социально-педагогическая реабилитация учащихся;
  • Индивидуальные и групповые беседы с учащимися об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите;
  • Помощь в защите и охране прав ребенка - специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка: образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями, пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка. (Социальный педагог)
  • Проведение ПМПк;
  • Социально-психологический практикум для педагогов.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Индивидуальные беседы с детьми,
  • диагностика (анкетирование, тестирование),
  • отслеживание динамики социализации ребенка через карту сопровождения ребёнка по социальной адаптации,
  • индивидуальные консультации для педагогов и родителей,
  • групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации, ПМПк,
  • социально-психологический практикум для педагогов.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ:

  • Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;
  • Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
  • Гармонизация взаимоотношений: "взрослый – ребёнок", "ребёнок – ребёнок";
  • Активное участие в жизни школьного коллектива;
  • Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

Для отслеживания эффективности работы проводилось диагностирование вновь поступивших учащихся в сентябре и ноябре 2012 года Сравнительные показатели диагностики приведены в таблице 1.

Таблица 1. Мониторинг исследования тревожности вновь поступивших учащихся

Учебный год Сентябрь 2012 г. Октябрь 2012 года
Шкала тревожности Тревожность,% Тревожность,%
Количество обследованных 12 12
Общая тревожность в школе 56 50
Переживание социального стресса 47 37
Фрустрация потребности в достижении успеха 52 36
Страх самовыражения 50 42
Страх ситуации проверки знаний 57 56
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 48 60
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 50 42
Проблемы и страхи во взаимоотношениях с учителями 40 37

Таким образом, основываясь на системно – ориентационный подход, при оказании комплексного психолого- педагогического и медико- социального сопровождения можно рассчитывать на успешную адаптацию ребенка к школе, поскольку данный подход может обеспечить целостность всего педагогического процесса, его организацию с целю эффективной коррекции дезадаптивных признаков у вновь прибывшего ребенка с ОВЗ.

В приведенной таблице видно снижение следующих показателей: общая тревожность на 6%, переживание социального стресса на 10%, фрустрация потребности в достижении успеха на 16%, страх самовыражения на 8%, страх ситуации проверки знаний на 1%, проблемы и страхи во взаимоотношениях с учителями на 3%. Таким образом, из таблицы видна эффективность выбранных методов работы, проводимых участниками образовательного процесса. Но вместе с тем наблюдается повышение следующих показателей: страх не соответствовать ожиданиям окружающих на 12%, физиологическая сопротивляемость стрессу на 8%. Это значит, дети еще боятся раскрыться потому, что тревожатся о том, насколько нормально и правильно будут выглядеть в глазах окружающих, и не приспособлены к ситуациям стрессогенного характера. Необходимо работать над улучшением этих показателей и включить мероприятия в существующую работу по сопровождению вновь поступивших учащихся для положительной динамики этих факторов тревожности.