Ключевые вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении

Рубцова Татьяна Павловна, "Новоуральская СКОШ № 59"

Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе является сложным, многоплановым и длительным процессом, системной инновацией, направленной на модернизацию всего Российского образования. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в специальном (коррекционном) образовании является насущной необходимостью и обусловлено следующими аспектами: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с задержкой психического развития) получают цензовое образование; по окончании начальной школы дети с задержкой психического развития должны иметь возможность продолжить обучение в массовых общеобразовательных школах, поэтому должна быть обеспечена преемственность образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе и массовой; федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию стандарта в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, учитывает образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (увеличение сроков обучения, программу коррекционной работы, специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы, особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.).

Для обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе необходимо соблюдение следующих условий: организационное обеспечение; создание нормативного обеспечения; финансово-экономического обеспечение; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; материально-техническое обеспечение.

Остановимся, на наш взгляд, на ключевых условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а именно: создание на уровне образовательного учреждения нормативных, кадровых, информационных и материально-технических условий.

Функциями образовательного учреждения в системе нормативного обеспечения, регулирующего отношения в сфере образования на уровне школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, являются, прежде всего, разработка основной образовательной программы и плана-графика создания условий, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; внесение изменений в нормативные документы: приведение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения; договор о сотрудничестве (взаимодействии) с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта муниципалитета, предусматривающего реализацию внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; положение об оплате труда работников образовательного учреждения в т.ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с новой системой оплаты труда.

Образовательное учреждение ежегодно обязано обновлять основную образовательную программу начального общего образования в части определения списка учебников. Комплектование учебниками должно осуществляться в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе. При проектировании программы необходимо учесть:

  • выбор системы учебников или выбор учебников завершенной предметной линии, который является компетенцией образовательного учреждения, а не конкретного учителя;
  • системы учебников или учебники завершенной предметной линии должны работать на достижения планируемых результатов освоения программы обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • при выборе учебников необходимо соблюдение принципа преемственности дошкольного и начального общего образования.

При организации образовательного процесса, наряду с формированием списка используемых учебников, особое внимание должно уделяться изменению методики преподавания учебных предметов. Учебники, учебно-дидактические материалы должны работать на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо внести изменения в следующие документы (или разработать их):

  • расписание внеурочной деятельности, в рамках которого необходимо предусмотреть организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих и логопедических занятий, индивидуальное расписание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на дому при включении их в разнообразные виды деятельности;
  • положение по организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • положение по организации контроля текущей успеваемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, промежуточного и итогового контроля освоения основной образовательной программы;
  • положение о рабочей программе;
  • положение об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих и логопедических занятиях;
  • положение о портфолио достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • договор с родителями (законными представителями) о предоставлении общего образования государственным специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением, регламентирующим права и обязанности участников образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • локальные акты, инструкции по обеспечению безопасности образовательного процесса.

Ведущий инструмент реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – это основная образовательная программа начального общего образования. Разработка основной образовательной программы начального общего образования может осуществляться на основании примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Первоочередные задачи администрации школы на этапе разработки основной образовательной программы начального общего образования заключаются в следующем:

  • ориентация педагогического коллектива (учителей начальных классов, учителей-предметников, воспитателей, педагога-организатора, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования) на переосмысление целей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вносятся разрабатываемой основной образовательной программы начального общего образования;
  • системное ознакомление педагогического коллектива с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основной образовательной программой начального общего образования;
  • обсуждение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с родителями (законными представителями) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, родительским комитетом школы, попечительским советом, социальными партнерами с целью понимания и осознания стратегии предстоящих изменений в образовании;
  • внесение необходимых изменений в управление образовательным учреждением – создание временного организационного совета из числа руководителей (заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР, председатель методического совета школы), координирующего разработку основной образовательной программы;
  • принятие мер социального (морального и материального) стимулирования разработчиков основной образовательной программы начального общего образования.

Для решения поставленных задач возможно создание творческих групп (3-4 человека) с учетом предметной деятельности, уровня профессионализма, мотивационных предпочтений, психологической совместимости. Количество творческих групп может соответствовать количеству поставленных задач – разработка, корректировка разделов основной образовательной программы начального общего образования. Таким образом, задача группы определена структурой основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанные разделы основной образовательной программы начального общего образования обсуждаются и корректируются на методическом совете школы.

Одним из сложных и значимых разделов основной образовательной программы является организационный раздел основной образовательной программы:

учебный план,

план внеурочной деятельности (приложение 2)

При разработке учебного плана начального общего образования детей с задержкой психического развития специальные (коррекционные) образовательные учреждения сталкиваются с определенными трудностями:

  • отсутствие базисного учебного плана начального общего образования детей с задержкой психического развития в рамках реализации федерального образовательного стандарта;
  • базисный учебный план начального общего образования как раздел примерной основной образовательной программы не учитывает особенности специальных (коррекционных) образовательных учреждений, не обеспечивает организацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию дефекта (отсутствие в плане коррекционных занятий).

Поэтому при проектировании учебного плана начального общего образования детей с задержкой психического развития необходимо ориентироваться на следующие нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992года № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями);
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 с изменениями от 10.03.2000 г., 23.12.2002 г., 01.02.2002 г., 18.08.2008 г., 10.03.2009 г.);
  • Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии");
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования", с дополнениями и изменениями);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");
  • О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241;
  • О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. № 2357;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312". (Приказ Министерства образования и науки РФ от 03 июня 2011 г. № 1994 г. "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312");
  • Об утверждении Базисного учебного плана общего образования детей с задержкой психического развития: приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 23.03.2006 г. № 10-д;
  • Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях": постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

Учебный план начального общего образования детей с задержкой психического развития обеспечивает введение в действие требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и коррекцию психического развития, эмоционально-волевой сферы, активизацию познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности.

Учебный план начального общего образования детей с задержкой психического развития в нашем образовательном учреждении реализует цели и задачи, определенные в системе учебников УМК "Школа России", разработанных в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, способствующих достижению обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов).

Учебный план начального общего образования детей с задержкой психического развития определяет максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся с задержкой психического развития, состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной). Обязательная часть учебного плана определяет состав и структуру обязательных учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам (годам обучения) и учебным предметам, регламентирует организацию образования детей с задержкой психического развития в различных формах. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и осуществляет коррекционно-развивающую направленность образования детей с задержкой психического развития. В 4-ом классе вводится курс "Основы религиозных культур и светской этики" в объеме 1 час в неделю. Часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная) (2 - 4 классы), использована для более основательного изучения обязательного учебного предмета "Технология (труд)", учитывая особенности детей с задержкой психического развития; для расширения информационного поля, компьютерной грамотности обучающихся с задержкой психического развития введен учебный предмет "Информатика".

Коррекционно-развивающий блок учебного плана выводится за рамки максимально допустимой недельной нагрузки. Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций (исправление недостатков развития, восполнение пробелов в знаниях) проводятся во второй половине дня после динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут. Учебным планом предусмотрены индивидуальные и групповые занятия: коррекция и развитие познавательных процессов; коррекция эмоционально-волевой сферы; музыкально-ритмические занятия; занятия по восполнению пробелов в знаниях.

Главное изменение в стандарте, которое необходимо учитывать при разработке учебного плана касается внеурочной деятельности. Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, устанавливать временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности. Разрабатывая план внеурочной деятельности, необходимо использовать ресурсы образовательного учреждения и города, а именно:

  • дополнительные образовательные программы самого образовательного учреждения (в нашем образовательном учреждении действует внутришкольная система дополнительного образования: кружки "Обучение с увлечением", "Информационная культура", "Мир за твоим окном", "Театр звука", "Азбука рукоделия", вокально-инструментальный ансамбль "Каруселочка"), "Олимпик";
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования муниципалитета (Центр диагностики и консультирования, Станция юных техников, Центр внешкольной работы, Детский экологический центр – кружки "Экология и человек", "Цвет природы", "Береста", "Фантазия и умелые руки", "Основы судомоделирования");
  • образовательные программы учреждений культуры, спорта муниципалитета (Центральная городская библиотека для детей и юношества, Центральная публичная библиотека, Детская школа искусств, Детская художественная школа, театр кукол "Сказ", театр оперетты Урала, музеи, комитет солдатских матерей, Детская юношеская спортивная школа, Детский досуговый центр "Орленок" (программы, социальные проекты "Наш край – Урал", "Мир вокруг нас", "Шаг навстречу", "Окружающая среда и здоровье человека", "Самоделкин", "Волшебные пальчики", "Золотой ключик", "Город "Сказ");
  • деятельность групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, акции, круглые столы, проекты, фестивали, соревнования, общественно полезные практики);
  • деятельность специалистов образовательного учреждения: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-организатора, музыкального руководителя (тренинги личностного роста, коррекционно-развивающие и логопедические занятия, музыкально-коррекционные занятия, ЛФК, социальные проекты, акции милосердия, конкурсы, выступления, концерты, творческие фестивали).

В нашем образовательном учреждении создана интегративная модель внеурочной деятельности, включающая в себя модель дополнительного образования (школьная и муниципальная системы дополнительного образования), модель "школы полного дня" и оптимизированную модель образовательного учреждения (психолого-педагогические ресурсы школы).

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в школе разработан план внеурочной деятельности (приложение 2), который является нормативным документом образовательного учреждения. План внеурочной деятельности определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, состав и структуру направлений внеурочной деятельности, курсы, образовательные программы по годам обучения. В рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в плане внеурочной деятельности образовательного учреждения выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. Проектная деятельность учащихся с задержкой психического развития включена во все направления внеурочной деятельности, т. к. позволяет интегрировать предметное содержание, способствует формированию целостной картины мира, позволяет получить "видимый продукт" деятельности, способствует развитию умения работать самостоятельно и в команде. Результаты внеурочной деятельности детей оформляются в виде портфолио учащихся.

В школе создана программа внеурочной деятельности, которая включает в себя все образовательные программы (программы "Конструирование", "Мир, в котором ты живёшь", "Я – гражданин России", "Мой город – Новоуральск", "Мои первые проекты" и др., которые реализуются через группы продленного дня), программы дополнительного образования школы и муниципалитета, программы учреждений культуры, коррекционно-развивающие программы специалистов школы). При планировании внеурочной нагрузки в течение учебного года предусматривается равномерное распределение по видам и объемам. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях, консультациях родители знакомятся с программой "Внеурочная деятельность" и выбирают совместно с учащимися направления, курсы, образовательные программы. Внеурочная деятельность регулируется расписанием.

Программа внеурочной деятельности рассматривается и согласовывается на методическом совете школы, обсуждается и утверждается педагогическим советом (в рамках утверждения основной образовательной программы начального общего образования).

Внеурочной деятельность как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не только приобретают знания, сколько учатся действовать, принимать решения, приобретать практический опыт. Внеурочная деятельность создает условия для развития творческих интересов и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и включения их в разные виды деятельности: художественную, музыкальную, техническую, экологическую, социальную, спортивную и т.д.

Основная образовательная программа начального общего образования является нормативным документом образовательного учреждения, регламентирующим особенности организационно-педагогических условий (специфику специального (коррекционного) образовательного учреждения) и содержание деятельности школы по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Важным условием реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является соответствие кадрового обеспечения образовательного учреждения требованиям стандарта.

Основные задачи кадрового обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • анализ кадрового состава образовательного учреждения (профессонально-педагогическая компетентность учителей, ИКТ- компетентность, методическая грамотность);
  • укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами;
  • уровень квалификации должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников – квалификационной категории;
  • повышение квалификации педагогов по проблемам реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (возможно поэтапно);
  • повышение квалификации специалистов школы: учителей-логопедов, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога по проблемам реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • повышение квалификации руководящих работников по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта;
  • непрерывность профессионально-личностного развития педагогов в рамках освоения дополнительных профессиональных образовательных программ ("Интеграция информационных и образовательных технологий XXI века", "Интерактивные информационные средства в образовательном процессе");
  • разработка (корректировка) плана методического совета школы (организация внутришкольного повышения профессионального мастерства по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования через научно-методические семинары, школьные методические объединения, творческие группы, планы самообразования);
  • комплексное взаимодействие специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (областные, городские методические объединения, рабочие группы (команды), осуществляющие оперативное консультирование, методическую поддержку).

Эффективность педагогической деятельности определяется не только решением комплекса задач, но и степенью готовности педагогов к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системным научно-методическим сопровождением образовательного процесса в ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Организационной структурой научно-методического сопровождения образовательного процесса в период введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования может стать координационный совет образовательного учреждения по управлению введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования из числа руководителей и методический совет школы.

В программе методического сопровождения необходимо отразить следующие направления деятельности: формирование обеспечение готовности педагогов к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; организационная работа с педагогическими кадрами; изменения в образовательной системе школы; организация работы с участниками образовательного процесса; организация внутришкольного контроля; обобщение и представление опыта.

Деятельность методического совета школы должна направлена создание эффективной системы методического сопровождения образовательного процесса.

Этап введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования включает:

  • прохождение педагогами проблемных семинаров, курсов, изучение тематической литературы, ресурсов Интернета, сайта школы, обсуждение на школьных методических объединениях, координационном, методическом, педагогическом советах;
  • работа в городских творческих группах "Измерительные материалы для оценки достижения планируемых результатов", "Проектная деятельность младших школьников", "Технология продуктивного чтения", "Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе", "Технология деятельностного метода";
  • организация взаимодействия с образовательными учреждениями города по изучению опыта пилотных школ, реализующих стандарт.

Организацинно-методический этап осуществлялся по следующим направлениям:

  • разработка и корректировка нормативных документов в свете изменений и дополнений к федеральному государственному образовательному стандарту (основная образовательная программа начального общего образования, учебный план, организация внеурочной деятельности, рабочие программы учебных предметов);
  • создание плана работы методического объединения учителей начальных классов в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • корректировка деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (организация адаптационного периода первоклассников);
  • формирование школьных рабочих (проблемных) групп введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: "Разработка, корректировка основной образовательной программы начального общего образования", "Создание рабочих программ учебных предметов, внеурочной деятельности, планов воспитательной работы с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; "Проектирование уроков и занятий с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", "Проектная деятельность";
  • организация и проведение единых методических дней "Коррекционно-развивающие технологии – средство повышения качества образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья", "Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
  • взаимопосещения уроков и занятий по теме "Формирование универсальных учебных действий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
  • подготовка и проведение педагогических советов "Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении", "Технологии организации и сопровождения в процессе исследовательской деятельности – путь творческого развития ученика и учителя", "Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения как основа гуманистических ценностей содержания образования в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • организация и проведение городского научно-практического семинара "Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • организационная работа с участниками образовательного процесса:
    • с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – создание системы электронного информирования родителей через школьный сайт, оформление стенда о федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, проведение цикла родительских собраний: организация образовательного процесса в 1-х классах, знакомство с основной образовательной программой начального общего образования, заключение договора с родителями, введение федерального государственного образовательного стандарта – основное направление развития школы, анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности организацией образовательного процесса;
    • с детьми с ограниченными возможностями здоровья – обеспечение участия обучающихся в познавательных конкурсах, фестивалях, проектах, программах дополнительного образования (городской конкурс проектов "Новоуральские звездочки", городской конкурс "ПриСоединятесь" в рамках программы "Адаптация детей и молодежи с ОВЗ", областной фестиваль для детей с ОВЗ "Мы все можем", областной конкурс детского прикладного искусства "Мир народной игрушки", школьный фестиваль проектов "Дорожка здоровья", конкурс портфолио;
  • обобщение и представление опыта педагогической общественности (городская творческая группа "Измерительные материалы для оценки достижения планируемых результатов", городской семинар "Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в специальной (коррекционной) школе", областное методическое объединение учителей-логопедов "Современные технологии оказания логопедической помощи учащимся с ОВЗ в системе коррекционного образования Свердловской области", Всероссийская научно-практическая конференция "Модернизация специального (коррекционного) образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования");
  • проектирование перечня изменений в начальной и основной школе в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта.

Аналитический этап. Анализ научно-методической работы за учебный год, постановка задач на следующий учебный год.

Деятельность методического совета школы направлена на разработку стратегических и тактических планов научно-методической работы школы, на изменение образовательной среды в связи с введением и реализацией федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Одним из условий реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является информационное обеспечение. Иформационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя компетентность участников образовательного процесса, службы поддержки применения ИКТ, а также совокупность технологических средств, обеспечивающих доступ к ресурсам Интернета, возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме фиксацию хода образовательного процесса и его результатов, размещение и сохранение материалов образовательного процесса, взаимодействие между участниками образовательного процесса, а также с органами управления и другими образовательным учреждениями.

Основные задачи информационного обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • информационные возможности для педагогов:
    • обеспечение свободного доступа к информационным образовательным ресурсам сети Интернет;
    • использование информационных ресурсов образовательного учреждения (школьный сайт) для обеспечения широкого и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
    • создание информационно-консультационного центра (в составе центра - опытные или прошедшие курсовую подготовку администраторы и педагоги) на базе школьной библиотеки, где можно собрать все материалы о федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в бумажном и электронном вариантах;
    • планирование образовательного процесса, фиксация результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в целом и отдельных этапов (выступления, дискуссии, эксперименты);
    • проведение массовых мероприятий, собраний, консультаций, представлений (городской научно-практический семинар "Преемственность дошкольного и начального общего образования", региональный методический интерактивный научно-практический семинар: "Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие");
    • организация образовательного процесса (лечение, питание, отдых обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
    • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в т.ч. работ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и педагогов на информационных носителях;
    • взаимодействие между участниками образовательного процесса, другими образовательными учреждениями, в т.ч. дистанционное, через Интернет;
    • организация изучения общественного мнения по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и внесение возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования, в т.ч. через сайт школы;
  • информационные возможности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
    • получение информации различными способами;
    • проведение наблюдений, определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных, использование цифровых планов и карт;
    • создание материальных объектов, в т.ч. произведений искусства;
    • обработка материалов и информации с использованием технологических инструментов;
    • проектирование и конструирование, в т.ч. моделей с цифровым управлением и обратной связью;
    • размещение своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
    • психо-физическое развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, участие в проектах, конкурсах, викторинах, соревнованиях играх;
    • использование школьного сайта для публикации и размещения детских образовательных продуктов.

Информационное обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является важным направлением в деятельности образовательного учреждения.