Компьютерная программа "Мир за твоим окном" на занятиях допольнительном образования в специальной (коррекционной) школе

Лютова Ольга Евгеньевна, учитель информатики, "Новоуральская СКОШ № 59"

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста в условиях специальной (коррекционной) школы посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), описывается опыт работы с компьютерной программой "Мир за твоим окном".

 

Ключевые слова: дополнительное образование, обучение детей ЗПР, педагогическая диагностика, индивидуализация обучения.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, реализуемое в свободное время. В специальной (коррекционной) школе дополнительное образование носит коррекционную направленность, обеспечивая реализацию единого коррекционного образовательного пространства учреждения.

В системе дополнительного образования школы работает кружок "Окружающий мир и компьютер", в котором занимаются дети с ЗПР вторых классов. Занятия проводятся в компьютерном классе. Наполняемость учебной группы до 12 человек. Учащиеся работают с коррекционно - развивающей средой "Мир за твоим окном". Данная компьютерная программа помогает сделать предметом размышлений ребенка его собственный жизненный опыт, связанный с темой "Времена года", которая содержится в программах начального обучения всех категорий детей ЗПР. В условиях специальной (коррекционной) школы она успешно внедрена, через индивидуализацию учебного процесса; активизацию познавательной деятельности учащихся.

При проведении занятий дополнительного образования учитываются психофизические возможности детей и особенности их эмоционально-волевой сферы. Работа проводится в три этапа:

  1. Констатация (диагностическая работа для самостоятельного решения);
  2. Обучение (система последовательно предлагаемых заданий (работа с компьютерной программой "Мир за твоим окном", с активной доской) с помощью которых ребенок приходит к правильному решению);
  3. Контроль (задание, позволяющее определить усвоение учебного материала раздела программы "Четыре времени года").

На первом этапе учащиеся вторых классов выполняют диагностическую работу. Например, "найди лишнее слово": зима, весна, март, лето, осень; "подчеркни только месяцы года": январь, февраль, зима, март, апрель, май, июнь, июль, лето, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь; "соедини правильно": с одной стороны размещены названия времен года с другой - загадки о них. Выбирая существенные признаки времен года из загадок (пробиваются травинки; с бугорка ручей бежит; наступили холода; превратилась в лед вода; зайка серый обернулся зайкой белым и др.), дети должны установить соответствие загадки с названием времени года.

На втором этапе учащиеся начинают работать с компьютерной программой "Мир за твоим окном". Раздел "Четыре времени года" помогает сделать видимыми представления ребенка об окружающем мире, предлагая ему упражнения, где он должен действовать по инструкции. В разделе три вида упражнений, выполняя которые учащиеся многократно устанавливают соответствие между пейзажем за окном, температурой воздуха и датой календаря, но решать эту задачу они будут каждый раз на основе разных исходных данных. Инструкции очень просты: "Открой окно"; "Покажи время года"; "Как ты думаешь, какая температура воздуха?".

Упражнение 1. "Любой день года. Что за окном?". Учащиеся выбирают (по просьбе педагога, а потом самостоятельно) любое время года, затем месяц и число, а потом "открывают" окно и смотрят соответствующий пейзаж. Это упражнение дает возможность рассматривать пейзажи и выделять существенные признаки того или иного сезона года.

Упражнение 2. "Подходит – не подходит?". Компьютер показывает месяц и число, а учащимся предлагается самим открыть окно и рассмотреть пейзаж, а также ответить на вопрос "Подходит – не подходит?" этот пейзаж к данному месяцу и времени года. Итак, от сезона и месяца года – к определению возможной картины природы за окном. Программа предъявляет один за другим несколько несоответствующих пейзажей. Следовательно, прежде чем ученик найдет правильное решение, ему придется устанавливать соответствие или несоответствие несколько раз.

Упражнение 3. "Когда это бывает?". Учащимся предлагается открыть окно, затем рассмотреть пейзаж. Далее действовать по инструкции, которую предлагает компьютер – выбрать время и месяц года. Соответствие устанавливается в новом направлении – от пейзажа к сезону и месяцу. Эта серия упражнений является "зеркальным отражением" упражнения "Подходит – не подходит?"

В связи с временными ограничениями работы детей младшего школьного возраста с компьютером, дальнейшая работа продолжается с активной доской. На доске представлены картинки с изображением времен года с другими признаками (например, "Деревья с красными листьями", так как в программе "Деревья с желтыми листьями") и карточки с названиями времен года. Необходимо определить время года на картинке и прикрепить карточку с названием этого времени года. Другие вопросы для обсуждения: Назовите месяцы года?; Назовите осенние (весенние, зимние, летние) месяцы? Картинки с изображением времен года, на которых явления природы, занятия людей, карточки с названиями времен года и месяцев года. Названия времен года специально перепутаны и соотнесены неверно. Учащиеся должны найти ошибки и исправить их. Работа на отгадывание загадок о месяцах года. Далее дети читают названия месяцев года и считают их. С помощью педагога соотносят их с конкретным временем года. Поздняя осень, зима. Из цветной бумаги вырезаны животные: медведь, лиса, еж, заяц, лось, лягушка, белка, мышь и др. Учащимся предлагается разделить этих животных на две группы: активные, впадают в спячку. "Какие птицы прилетят на кормушку 20 декабря?" Кормушка для птиц. Птицы: голубь, воробей, сорока, ворона, свиристель, ласточка, грач, синица, трясогузка. Дети выбирают не перелетных птиц, садят их на кормушку. Осень: гербарий из листьев (береза, тополь, осина, клен, рябина и др.). Дети определяют с каких деревьев опали листья. В ходе обсуждения учащиеся обосновывают каждый сделанный выбор, указывая те признаки, на которые опирался. Обсуждение организуется в группе "ученик - педагог - другие ученики".

На третьем этапе предлагается задание, позволяющее определить усвоение учебного материала раздела программы "Четыре времени года". Например, "зачеркни лишнее": с одной стороны размещены существенные признаки сезонов года, а с другой - название одного из времен года. Необходимо зачеркнуть лишние признаки, оставить подходящий. "Подчеркни только летние месяцы": июнь, март, июль, август. Аналогично с другими месяцами года. "Так бывает?" Инструкция: "Прочитай предложения. Подчеркни "Да или Нет". С одной стороны - предложения, с другой - слова "Да/Нет". "Зимой в саду расцвели яблони". "Дни длиннее, чем ночи". "Весной луга затопили реку". "Летают бабочки, стрекозы" и др.

Программа дополнительного образования детей "Окружающий мир и компьютер" развивает у учащихся ЗПР умения наблюдать, сравнивать, обобщать, группировать. Работа с компьютером повышает учебную мотивацию, развивает познавательный интерес детей, упражнения программы "Мир за твоим окном" предоставляют учащимся учебный материал, способствующий коррекции психических функций.

Применение ИКТ в образовании детей с ЗПР обеспечивает индивидуализацию обучения, в которой нуждаются дети с отклонениями в развитии. Каждому ребенку предоставляется возможность работать в своем собственном темпе, экспериментировать для формирования выводов, установления закономерностей, систематизации полученных знаний и обобщения личного опыта.

Литература

  1. Дети с задержкой психического развития /под. Ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, И. А. Цыпиной; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1984.-256с., ил.
  2. Кукушкина О. И., Королевская Т. К., Гончарова Е. Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: Методическое пособие к специализированной компьютерной программе "Мир за твоим окном" . - 3-е изд. - М.: Полиграф сервис, 2007. - 144 с.
  3. О. И. Кукушкина Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы/// Дефектология—1994.-№ 5.-c.3-9
  4. О. И. Кукушкина Организация использования компьютерной техники в специальной школе// Дефектология-1995-№2- с. 56-59.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2012/03/lutova