Конфликт в группе детей. Способы выхода из него и пути его предупреждения (младший школьный возраст)

Соловьева Наталья Аркадьевна, воспитатель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"

В своей работе мы часто встречаемся с детскими ссорами. Но одни дети ссорятся и быстро мирятся друг с другом, другие – более конфликтны, ссоры и драки сопровождают их постоянно, они не могут найти выход из самых простых ситуаций. Существует много факторов, вызывающих вечные ссоры и способствующих развитию конфликтности.

Важно определить их. Для этого я использую в своей работе различные диагностические методы:

  • Тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребёнка в конфликтных ситуациях).
  • Методика Рене-Жиля (особенности межличностных отношений).
  • Наблюдение с целью выявления причин возможного дискомфорта ребёнка в группе.
  • Анкета для родителей (оценка личностных особенностей ребёнка).

Большинство исследователей показывают, что конфликтные дети – это часто жертвы дома. Домашняя ситуация таких детей проблематична и отличается неблагоприятным климатом. Когда ребёнок в семье «заброшен», он вымещает накопившиеся в его душе чувства в ссоре. Ребёнку не хватает внимания и заботы, и он стремится оказаться в центре внимания, а драка – хороший способ не только оказаться в центре, но и показать своё превосходство над другими. Возможна и обратная ситуация когда конфликтность является следствием эгоистичности ребёнка. Если дома он – безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребёнок ждёт такого же отношения к себе и со стороны других детей и взрослых и, конечно не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребёнка является сигналом, что в семье что-то не так. Исследовать внутрисемейные отношения можно через диагностические задания: « Нарисуй свою семью», « Психологический автопортрет», «Чего я боюсь» и др.; через посещения семьи и беседы.

Тактика работы с трудными, конфликтными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребёнка выражать своё неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранного вами типа поведения по отношению к ребёнку.

  • Сдерживайте стремление воспитанника провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос.
  • Не стремитесь прекратить ссору, обвинив одного ребёнка в её возникновении, защищая другого. Старайтесь объективно разобраться в причине.
  • После конфликта обговорите причины его возникновения, определите неправильные действия. Попытайтесь вместе найти возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
  • Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
  • Не всегда стоит сразу вмешиваться в ссоры детей. Например: когда двое в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, надо понаблюдать за этим конфликтом, возможно, сами смогут найти общий язык, при этом они учатся общаться друг с другом.

В воспитании, как известно, нет мелочей. Истина эта не вызывает сомнений, не требует доказательств. Но в педагогической практике, где ежедневно приходится сталкиваться с этими мелочами, золотое правило игнорируется. Так, вместо того, чтобы лишь улыбнуться, ответить шуткой и тем погасить конфликтную ситуацию, нередко принимаются неадекватные меры наказания.

Неотъемлемая часть мастерства педагога – знание и умение применять приёмы общения в конфликтных ситуациях.

  1. Рассказ об аналогичном поступке. Цель: помочь воспитаннику самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением и верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно.
  2. Обращение по неизвестному адресу. Педагог обращается к коллективу, не адресуясь к кому-нибудь конкретно. Расчёт делается на то, что адресат сам поймёт ошибочность своего поведения.
  3. Использование шутки. Юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.
  4. Авансирование доверием, похвалой.
  5. Приём незаслуженного одобрения. Например, как члена коллектива, заслуживающего одобрения педагога, хотя его общий успех ничтожно мал или вообще отсутствует.
  6. Привитие потребности самовоспитания. Самовоспитание начинается с самооценки, определить самооценку помогают тесты: "Лесенка", "Какой Я", "Машина Времени" и др.

В своей работе я использую всё, развивающие занятия, игры, упражнения, тренинги, которые учат детей выражать отрицательные эмоции надлежащим образом, т.е. обучаю адекватным способам выражения собственных чувств.

Одна из целей преодоления конфликтности ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2012/03/solovieva