Опыт организации и ведения элективных курсов в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)

Салимзянова Лилия Мансуровна, заместитель директора по УВР, "Асбестовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15-ти лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов.

В отделении "Асбестовской СКОШИ" для учащихся, имеющих задержку психического развития, в соответствии с "Концепцией модернизации российского образования на период до 2012 года", "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования", в целях профессиональной ориентации и в целях осознанного выбора учащимися будущей профессии на протяжении нескольких последних лет в школьный компонент учебного плана включены элективные курсы в 9-х классах, которые успешно реализуются.

Несколько слов об истории вопроса. До 2006-2007 учебного года подобные курсы преподавались при межшкольном учебном комбинате г. Асбеста, но в силу ряда объективных причин, педагогам С(К)ОШИ пришлось отказаться от услуг комбината. Поэтому со второго полугодия 2006-2007 учебного года элективные курсы в 9-х классах стали проводиться силами нашего образовательного учреждения.

С целью внедрения в образовательный процесс элективных курсов необходимо проанализировать и обеспечить несколько условий: нормативные, организационные, кадровые, программно-методические.

  1. Нормативными условиями служат:
    1. "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования".
    2. Учебный план Асбестовской СКОШИ.
  2. Организационными условиями служат:
    1. Анкетирование учащихся (запрос на образовательные услуги в сфере образования).
    2. Подбор педагогов.
    3. Формирование расписания элективных курсов (включение их в основное расписание в соответствии с требованиями СанПиН).
    4. Планирование ведения элективных курсов на учебный год (по четвертям).
    5. Наличие в ОУ специальных мастерских (кабинет деревообработки, швейного дела, кулинарии).
  3. Кадровыми условиями служат: педагоги, планирующие и реализующие программы элективных курсов.
  4. Программно-методическими условиями являются:
    1. Наличие программ элективных курсов.
    2. Защита, обсуждение, утверждение данных программ на методическом совете школы.

В специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья из всех имеющихся типов учебных курсов, на наш взгляд, самыми оптимальными являются элективные курсы.

Что же такое элективные курсы? Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются в 9 классах за счет школьного компонента учебного плана (1 час в неделю) по четвертям: I четверть – 8 часов; II четверть – 8 часов; III четверть – 10 часов; IV четверть – 8 часов. Итого – 34 часа.

Задача элективных курсов – выявление интересов и склонностей, способностей школьников к формированию практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности. Элективные курсы направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников различных областях деятельности человека. Количество предлагаемых элективных курсов обеспечивает возможность их выбора. В перечне предлагаемых в каждом учебном году элективных курсов в основном представлены ориентационные элективные курсы, которые создают базу для ориентации учащихся в мире современных профессий, знакомят со спецификой различных видов деятельности, носят ознакомительный характер.

Элективные курсы также носят:

  • краткосрочный характер (от 8 до 10 часов, в зависимости от четверти учебного года);
  • чередующийся (с каждой новой четвертью учащиеся в течение учебного года прослушивают до 4 курсов, предлагаемых школой на выбор);
  • выборный характер (число элективных курсов должно превышать количество, которое должен прослушать учащийся).

Таблица 1
График проведения элективных курсов в 2011-2012 учебном году

Учебная четверть Название элективного курса Ф.И.О. педагога Кол-во часов
I

1-2

"Изготовление малогабаритной мебели"
"Биолатрика: художественная обработка кожи"


8
II 3-4 "Массаж" (юноши)
"Фотонация: декоративные барельефы из гипса"

8
III 5-6 "Массаж" (девушки)
"Секреты кухни"

10
IV 7-8 "Медсестринское дело"
"Красота и прическа"

8

Программно-методического обеспечение

Примерные требования к структуре и содержанию элективного курса:

  1. Название элективного курса.
  2. Пояснительная записка:
    1. Количество часов, отведенных на изучение курса.
    2. Обоснование актуальности, значимости курса.
    3. Цель, задачи курса.
    4. Результат образования: требования к знаниям и умениям учащихся. Предполагаемый результат реализуемого курса.
    5. Методика работы (формы, приёмы) с учащимися.
    6. Формы контроля.
    7. Условия для реализации курса.
    8. Обоснования выбора соотношения часов теоретической и практической частей курса.
    9. Практическая направленность программы курса.
    10. Формы итоговой отчетности учащихся.
  3. Учебно-тематический план.
    Таблица 2.
    Учебно-тематический план
    № п/п Названия тем Количество часов Форма проведения занятия Методы и формы работы учащихся Образовательный продукт
    лекция семинар практикум
  4. Программа курса с указанием количества часов на каждую тему.
  5. Список литературы:
    1. для учащихся;
    2. для учителя.
  6. Приложения:
    1. Темы творческих работ, проектов;
    2. Планы проведения практических и лабораторных работ, экскурсий;
    3. Сведения об авторе элективных курсов и др.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2012/03/salimzyanova