Организация уровней дифференциации профессионального обучения

Вторушина Галина Александровна, учитель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и отказ от представлений о "необучаемых детях" определили появление процессов, направленных на создание безбарьерной образовательной среды для данной категории детей и подростков (Н.Н.Малафеев). Получение подростками с ОВЗ среднего и начального профессионального образования (СПО,НПО)является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной деятельности.

Удовлетворить возникшую потребность в совершенствовании подготовки к профессиональной деятельности обучающихся можно с помощью повышения адаптивных возможностей образовательного процесса в учреждениях СПО и НПО. В связи с этим представляется правомерным рассматривать уровневую дифференциацию в качестве средства, обеспечивающего возможность выбора профиля профессии рабочего и уровень его квалификации.

Актуальность исследования обуславливается выявленными противоречиями в системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Между необходимостью организации дифференциации профессионального обучения в учреждениях СПО и НПО и недостаточной представленностью научно обоснованных моделей её организации;
  • Между потребностью педагогической практики в осуществлении уровневой дифференциации, как основы, ведущего средства подготовки к профессиональной деятельности подростков с ОВЗ, и недостаточной разработанностью и обоснованностью ее структуры, как феномена в педагогической науке;
  • Между потребностями общества и личности в обеспечении непрерывной подготовки к профессиональной деятельности подростков с ОВЗ посредством дифференциации профессионального образования и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, способствующих социальной адаптации данной категории молодых людей к условиям производства.

Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса, исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Особое внимание уделяется коррекции учебного процесса и диагностике его качества. В нашем понимании уровневая дифференциация - это такая организация учебного процесса, при которой каждый обучающийся имеет право и возможность овладеть учебным материалом по программе профессионального обучения на разных уровнях: А-низком; В-среднем; C-высоком, но не ниже базового (применение знания в сходной ситуации).

Лица с нарушениями интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости)в системе комплексной реабилитации детей и подростков с разными видами отклоняющегося развития имеют благоприятный трудовой прогноз, их профессиональная деятельность строго регламентирована перечнем показанных профессий, которые они могут освоить на уровне рабочего с нормой интеллекта. Важно выбрать определённый подход к классификации уровней и показателей обученности в процессе подготовки к профессиональной деятельности подростков с нарушениями интеллекта.

Использование разнообразных форм организации учебных занятий способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, вовлечению их в образовательный процесс в качестве его субъектов. Многообразие форм требует от педагога умения находить оптимальное сочетание целесообразных форм учебных занятий при изучении каждой учебной темы. Технология уровневой дифференциации должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов занятий и их различных сочетаний в учебно-образовательном процессе.

Уровень готовности к профессиональной деятельности (обучённости) Показатели обученности Действия обучающегося
А-исполнительский уровень
  1. Различение
  2. Запоминание
  3. Понимание
Выделяет материал по существенным ярким признакам. Даёт определение понятию. Объясняет, показывает, устанавливает причинно-следственные связи. Требуется сопровождающая помощь педагога
В–исполнительско-репродуктивный уровень
  1. Различие
  2. Запоминание
  3. Понимание
  4. Применение

Применяет знания в сходной ситуации, демонстрирует использование знаний, решает новые проблемы. Требуется небольшая помощь педагога.
С-репродуктивно-вариативный уровень
  1. Различие
  2. Запоминание
  3. Понимание
  4. Применение
  5. Перенос
Самостоятельно применяет знания в новой ситуации на основе анализа, синтеза, сравнительной оценки.