Продуктивные приёмы для запоминания слов с непроверяемыми написаниями

Шутова Вера Григорьевна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 58"

Каждый учитель, проектируя свою деятельность по обучению учащихся, надеется на достижение определенного результата. Несомненно, что результат обучения напрямую зависит от компетентной организации учебного труда школьников. Сегодня ни для кого не секрет, что методическое и технологическое мастерство учителя, способствует созданию комфортной обстановки на уроке, в частности, и во внеурочном общении в целом.

Опытный учитель может и должен найти приемы, позволяющие учащимся без напряжения и стресса овладеть особо сложными разделами изучаемой темы. Это позволяет избежать многих конфликтов и содействует продуктивному общению на разных уровнях: учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-родитель.

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запомнить. Учащиеся начальных классов запоминают большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Это для них очень сложно. Задача учителя - максимально облегчить для детей этот процесс.

Трудности возникают у учеников по следующим причинам:

  • любой алгоритм работы над словарным словом достаточно трудоемок, а внимание и волевая сфера у младших школьников развита еще слабо;
  • длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна;
  • наглядно-иллюстративный материал из школьного "Картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует;буква для ребенка - лишь набор элементов, она "неживая", "неинтересная", к тому же и пишет он ее кривовато - смотреть не хочется. А ее еще надо запомнить с помощью многократного прописывания слова.

Таким образом, комплекс орфографической работы над словарными словами в малой степени учитывает психолингвистическую проблему взаимодействия "язык-ученик". Но есть прием, который позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшеклассника, точно подмеченной К.Д.Ушинским: "Ребенок мыслит образами". Для этого надо "оживить букву, создать ее "образ" в конкретном слове. И тогда буква "е" в слове "ветер" превратится в "вьюгу", а в словах "декабрь, февраль" - в крутые горки. А в тетрадях появятся слова из привычных букв в сочетании с рисунком-буквой.

А писать и одновременно рисовать-запоминать трудную букву будет интересно, весело, легко: ты становишься волшебником - ведь обычная буква "О" превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в лицо или в планету.

Например:

Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим. ("Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций", а "Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно представление вызывает другое" - так толкуется в словаре С.И.Ожегова).

Этот прием психологи считают самым интересным, развивающим воображение, творчество, и лучшим для запоминания несмысловой информации.

В своей работе со словарными словами я применяю мнемотехнические приемы заучивания словарных слов, о котором еще в 1931 г. известный психолог А.Н.Леонтьев писал: "Мы должны пересмотреть вопрос о роли мнемотехники. В большинстве случаев ее роль явно недооценивается. Необходимо найти адекватное применение этому, несомненно, могучему педагогическому средству". Свою работу осуществляю в несколько этапов.

  1. Учащиеся записывают слово под диктовку с пропуском букв на месте всех орфограмм, зная признаки основных орфограмм и владея умением ставить перед собой орфографическую задачу, то есть обнаруживать орфограммы.
  2. Выясняют понимание значения слова.
  3. Начинают поиск ответа на вопрос: "Какую букву вставить в пропуск и почему?". Здесь осуществляется подбор проверочных слов, используется обращение к словарю.
  4. Ставится задача (сначала учителем, а в последующем и самими учащимися): как запомнить непроверяемую букву правильно, легко, быстро, интересно?
  5. Сначала по заданиям учителя осуществлялось решение учебной задачи типа: "Придумайте на что похожа буква ... свяжите образ буквы со значением слова".
  6. Шел совместный поиск лучшего варианта обыгрывания буквы.
  7. Самый удачный рисунок-образ дети зарисовывали в тетрадях простым карандашом и цветными ручками на месте пропуска.

Учащиеся по желанию отвечали на вопрос: "Как запомнить букву в слове?". На этом этапе я наблюдала повышенную активность детей, каждый стремился рассказать свой способ запоминания. В этот день я предлагаю детям рассказать кому-нибудь из взрослых (научить их), как легко запомнить написание орфограммы и выполнить работу в словарике. Наш словарик - это тетрадь, которую заводят учащиеся с 1 класса (январь) и продолжают вести в следующих классах.

Такой прием запоминания слов имеет много преимуществ по сравнению с другими, так как:

  • прием учит детей изобретать, высказывать свое мнение, видеть в каждом слове необычное, эмоционально воспринимать слово;
  • у учащихся активизируется познавательная деятельность, что ведет к усилению положительной мотивации учения и развитию познавательных интересов;
  • мнемотехнический прием запоминания обладает большим развивающим потенциалом, так как он обеспечивает на уроке подлинно учебную деятельность. Ребенок сам себя обучает, ставя перед собой учебную задачу: "Как запомнить эту букву интересно, быстро, легко?" и сам находит оригинальное творческое решение. Ему позволяется высказать собственную мысль. Исчезает авторитарность и императивность процесса обучения;
  • прием помогает установить благожелательные отношения с детьми, учащиеся испытывают удовлетворение от работы, на уроке не возникает стрессовых ситуаций, дети уверены в том, что они способны запомнить материал любой степени сложности;
  • рисунки-образы букв развивают детское воображение и укрепляют память;
  • прием снизил нагрузку на природную память учащихся, возможности которой, как известно, заложены генетически и потому ограничены.

Обучение орфографии словарных слов приобрело осмысленный характер: графическая форма запоминаемой буквы в слове стала увязываться с лексическим значением этого слова: "Восход - место появления светила над горизонтом". Превратим букву "О" в светило, то есть солнце:

Но не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях использовала прием "сквозная буква".

Мои ученики приняли такой прием запоминания непроверяемых букв, полюбили его. Вот что они говорят: "Этим занятием я "убиваю сразу двух зайцев": запоминаю непроверяемую букву и рисую, а это мое любимое занятие" (Юля Б.).

"Рисовать букву в виде предмета интересно и увлекательно. Мое любимое слово - "яблоко" (Кристина Л.).

Оля Н. долго не могла запомнить правописание слова "пальто". При выполнении творческого задания у нее возник образ буквы в виде пальто:

Это помогло ей запомнить правильное написание слова.

Рисунок запоминаемой буквы выполнялся один раз в день знакомства со словом. Работу со словарными словами веду затем на каждом уроке через разнообразные методы и приемы, способствующие прочному запоминанию правильного написания. Особо хочу остановиться на описании словарного диктанта "Кто больше запомнит", по методике Л.П. Федоренко. Он может быть как слуховым, так и зрительным.

Я произношу один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирую ее на доске в течение 9- 15 с. (примерно по 3-5 с. на одно слово) и больше не повторяю. Затем делаю паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читаю новую цепочку из 3 слов и опять делаю паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут то количество слов, которое рекомендует программа по русскому языку для словарных диктантов:

1 кл. - --;
2 кл, - 8-10 слов
3 кл. -10-12 слов
4кл. - 12-15 слов

После написания учащиеся подсчитывают друг у друга (или каждый ученик у себя) количество слов. Побеждает тот, кто больше запомнит слов. На доске демонстрирую правильно записанные слова, а учащиеся проверяют свои записи. Такой диктант ориентирует детей на запоминание серии слов. При проведении обычного словарного диктанта учитель диктует по одному слову, и дети знают, что любое слово диктанта будет повторено еще и еще раз. Таким образом, вопрос о запоминании даже одного слова не ставится.

При проведении зрительного диктанта учащиеся несколько быстрее справляются с цепочкой любой протяженности, чем при слуховом. Объясняется это большей пропускной способностью зрительного анализатора, чем слухового.

Время овладения цепочкой слов определенной длины зависит и от способа организации цепочки. Самыми легкими для запоминания являются серии слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе, например: капуста, картофель, помидор; топор, пила, молоток. Наиболее трудными, а значит, наиболее эффективными (развивать память можно только нагружая ее) оказываются цепочки слов, относящихся к разным частям речи и тематическим группам, например: воробей, решать, сверкать, классный рассказ, огород, дежурный, барабанить. Такие серии слов почти исключают возможность логического запоминания. Поэтому от менее протяженной серии слов к более протяженной целесообразно переходить тогда, когда школьники овладеют группами слов не только легко, но и трудно запоминаемым.

Наряду с таким диктантом применяю игровой тренинг "Кто больше запомнит", цель которого развитие слуховой и артикуляционной памяти.

Правила тренинга. Первый ученик называет слово по теме "Одежда", например, "пальто". Следующий повторяет названное слово и произносит любое свое на эту тему, например, "платок". Третий повторяет уже два предыдущих слова (пальто, платок) и произносит свое: "сапоги" и т. д., при одном условии, что произносить слова надо орфографически.

Итог. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, то есть обладает самой выдающейся памятью.

Если словарный диктант и тренинг применять регулярно в течение нескольких (хотя бы двух- трех) месяцев, четко фиксируются следующие его достоинства:

  • повышается орфографическая грамотность учащихся;
  • совершенствуется речевая память школьников;
  • повышается интерес детей к проблемам памяти; они спрашивают, сколько слов может запомнить человек, почему одни запоминают больше слов, а другие меньше; сами пытаются тренировать память, вспоминая имена людей, названия городов, рек;
  • увеличивается скорость письма;
  • повышается интерес к учению.

Наблюдая за качеством выполнения словарных диктантов, я вижу его рост. Дети уверены в написании слов (нет исправлений), меньше ошибок.

Литература

  1. Бессчастная Е.И. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка//Начальная школа. 1999. № 7.
  2. Копылова Л.П. Учить словарные слова легко и интересно// Начальная школа. 2000. № 3.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
  4. Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. ОСА, "Росстани", 1993.
  5. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996.