Проведение текущего контроля и проверки знаний учащихся, с ограниченными возможностями здоровья, через использование тестовых занятий

Бердникова Надежда Геннадьевна, учитель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"

Одним из важных структурных элементов каждого урока в частности и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся, предусмотренных обучающей программой, составленной в соответствии с образовательными стандартами. Контроль знаний – это необходимый, важный компонент процесса обучения, он всегда находится в зоне пристального внимания учителя и свидетельствует о результатах обучения. Именно контроль знаний является средством корректировки и регулировки всего процесса и может измерить результаты учебной работы. В процессе контроля происходит систематизация, углубление и закрепление знаний, благодаря контролю могут быть выявлены недочеты и искажения в понимании учебного материала, контроль знаний активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет каждому ученику увидеть, насколько он преуспел в учебе.

Традиционно в школе применяют текущий, периодический и итоговый контроль. Самыми распространенными методами контроля знаний являются: письменный и устный опрос, ежедневная проверка домашнего задания, проверочная и контрольная работы, тестирование и т.д. Тестовый контроль как один из методов контроля знаний укрепился в школах совсем недавно и считается сравнительно новым.

Но в современном обществе все чаще и чаще стала использоваться такая форма опроса как тестирование: это и различные социологические опросы, сдача экзаменов на право вождения автомобилем, сдача ЕГЭ в общеобразовательных школах и т.д. Но учащиеся коррекционных школ в силу своих психофизических особенностей не умеют пользоваться тестом без подготовки.

Проверка знаний, как показывает опыт, в завершении какой-либо темы через проверочные, самостоятельные и контрольные работы не всегда дает полную картину результативности, иногда вызывает у детей негативное отношение к уроку, а некоторых просто пугает и напрягает. Поэтому всегда вставал вопрос, как провести текущий контроль знаний детей безболезненно для них, быстро и результативнее. Таким образом, и было принято решение составить и попробовать применить тесты и тестовые задания для текущего контроля и проверки знаний и умений учащихся.

Изучив соответствующую методическую и научную литературу, опыт коллег коррекционных школ, учитывая психофизические особенности детей, специфику коррекционного образовательного учреждения был разработан курс тестовых заданий разного уровня по математике для учащихся 5-9 классов. Данный курс был адаптирован и апробирован при текущем контроле знаний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В 5-6 классах тесты выполняют пропедевтическую функцию, ученики только обучаются проверять свои знания с помощью теста. Для этих учащихся была выбрана "закрытая" форма тестовых заданий, т.е. тесты с выбором ответа (предлагается 2-3 ответа), которые даются готовыми, что облегчает вспоминание материала обучаемыми и правильный ответ только один. (см. табл.1)

 

При проверке знаний в определении понятий и математических терминов используется "открытая" форма тестовых заданий. В этом случае в самом задании отсутствующее слово нужно вписать в текст задания.

В 7-8 классах целесообразно стало проводить проверку знаний учащихся по тестам, так как это давало возможность оценить всех учеников при малой затрате времени, а используя разнообразные формы проверки знаний, заранее планируя опрос, добиваться лучшего усвоения материала учащимися и решить проблему накопления оценок за четверть. Чаще здесь используются задания на соответствие между двумя группами понятий. В этих заданиях группе понятий слева нужно выбрать соответствующие из группы понятий справа. Эта форма имеет определенное сходство с "закрытой" формой задания, но в отличие от нее позволяет проверить больший объем знаний одновременно по нескольким понятиям.(см. табл.2)

Также составлены задания на установление правильной последовательности, с помощью которых проверяются знания последовательности действия умножении и деления на двузначное число, очередности операций при выполнении действий с числами, полученными при измерении величин.

В 9-х классах при проведении мониторинговой проверки знаний по всему курсу математики для более тщательного и полного определения знаний и умений учащихся были также составлены тестовые задания. Оценка по тестовым мониторинговым заданиям является одной из составляющих частей итоговой оценки по математике, идущей в аттестат.

Данный курс тестовых заданий позволил при контрольных проверках снизить психологическое напряжение детей, снять конфликтные ситуации в классе, повысить уровень самостоятельности и мотивации учащихся к урокам математики, скорректировать самооценку, развить память, внимание, мышление, более осознанно использовать знания по математике с социальных жизненных ситуациях.

Метод тестирования, конечно, не является панацеей, поэтому нельзя обходиться только тестированием, надо сочетать его и с другими методами контроля.