Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию навыков чтения у обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Бедрик Юлия Владимировна, учитель-дефектолог, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -интернат № 15"

Вследствие грубых нарушений интеллектуальной деятельности, зачастую сочетающихся с эмоциональными, речевыми, сенсомоторными проблемами, ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по Л.С. Выготскому, выпадает из "культурной среды", что еще больше осложняет ситуацию развития такого ребенка. Один из путей включения его в социокультурную среду – это обучение, в котором используются различные виды деятельности.

Любой учебный предмет при определенных условиях может служить превосходной возможностью для коррекционно-развивающей работы, личностного и социального становления детей, имеющих тяжелые нарушения развития. Учитывая важность социальной адаптации, обучение детей чтению тоже имеет практический смысл и будет содействовать в дальнейшем интеграции их в общество: они научатся читать и понимать инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги и т.п. Через освоение навыков чтения можно решать коррекционно-развивающие, обучающие, воспитывающие задачи, достигать повышения социальной компетентности, развивать взаимодействие учащихся с окружающим миром.

Успешность обучения во многом зависит от адекватности выбранных методов, форм и содержания работы особенностям учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Для успешного овладения навыком чтения необходим достаточный уровень развития многих сторон психической и моторной деятельности:

  • пространственных ориентировок, зрительно – моторной координации;
  • общей и мелкой моторики;
  • слухоречевой и зрительной памяти;
  • подвижности артикуляционного аппарата, правильного дыхания и голоса;
  • конструктивного праксиса;
  • устойчивости внимания.

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью каждая отдельная операция представляет очень сложную задачу. Чтобы преодолеть эти трудности, целесообразно использовать специально подобранные коррекционные игры и упражнения не только в пропедевтический период, но и на протяжении всего букварного периода обучения чтению. Например, для развития пространственной ориентировки регулярно на уроке проводятся игры и упражнения: "Какая рука?", "Незаконченные изображения, "Откуда и чей голос?", "Что дальше, что ближе к нам в комнате?" и т.д.; для развития слухового внимания и памяти – игры "Шумящие коробочки", " Определи, что слышится?", "Повтори" и т.д.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью при обучении чтению проходят следующие этапы:

  1. распознавание букв и побуквенное чтение,
  2. распознавание слогов и послоговое чтение,
  3. чтение целыми словами и в редких случаях возможно овладение беглым чтением.

Трудности в овладении чтением детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носят тот же характер, что и у нормально развивающихся детей, только проявляются более наглядно и носят более устойчивый характер.

В период обучения чтению проводится серьезная работа над усвоением детьми отношений звука и буквы. На усвоение каждой буквы и звука отводится достаточно большое количество времени. Обычно знакомство со звуком начинается с рассматривания предметного изображения и подражания тому звуку, который может издавать данный предмет. Каждый звук сопровождается определенными жестами. На моих уроках используются приемы фоноритмики, чтобы через тело ребенок мог ощутить звук и запомнить его.

Большое внимание на уроках уделяется артикуляционной моторике: усвоение артикуляционных укладов способствует формированию полноценных фонематических представлений. Для этого на уроках я использую индивидуальные зеркала, звуковые профили, а также обязательны артикуляционные гимнастики, которые в достаточном количестве представлены в специальной литературе.

Для лучшего усвоения образа буквы дети конструируют букву из палочек, полосок, элементов мозаики, выкладывают из шнурка, лепят из пластилина, рисуют пальцем на муке, на магнитной доске, печатают по опорным точкам, обводят по трафарету и т.д., используются стихи на основе ассоциаций, напр.: "Три дорожки в ряд стоят, одна лежит - всех сторожит" (буква "Ш"). Здесь огромный простор для творчества учителя.

После усвоения некоторых букв, учащиеся учатся читать разные ряды букв, буквосочетания, начинается работа по слогослиянию. Это большая и тяжелая работа для детей и учителя. Здесь используются различные приемы: дети поют; бегут к другу-букве, спасаясь от дождя и многое другое. Длительное время практикуется чтение по следам звукобуквенного анализа. Для закрепления слогового чтения используются слоговые таблицы, ленты слов и предложений, прохождение "дорожек" из слогов, слов и многое другое. В случаях стойкого затруднения учащихся в слогослиянии можно использовать полуглобальный метод обучения чтению, предложенный А.П. Корневым.

Чтение букварной страницы – это заключительный этап работы. Помимо тренировочных упражнений в чтении слогов, слов, предложений, дети заучивают стихотворения, сопровождающиеся ритмическими движениями, пересказываю услышанные тексты, тексты по серии сюжетных картин. На уроках используются пластические этюды, дети учатся передавать эмоциональное состояние героев через мимику, пластику, жесты, что также способствует улучшению психической деятельности учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Обучение чтению данной категории детей – процесс длительный и многоступенчатый. Но главное достижение обучения – это значительное понимание обращенной речи, повышение речевой активности детей, появление интереса к книге.

И, конечно, в процессе работы со сложной категорией детей не стоит забывать об эмоциональном подъеме, с которым учитель входит в класс и начинает урок, о ситуации успеха, создаваемой учителем для каждого ребенка. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно сохранны эмоциональные функции, это дети очень отзывчивы на похвалу, поэтому процесс обучения будет проходить плодотворнее на основе уважения, доверия и сотрудничества детей и педагога.