Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

Тимкив Раиса Михайловна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа"

Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, требующим быстрого реагирования, более гибкого пластичного подхода для решения возникающих проблем. Для некоторой части нашего общества решение жизненно важных вопросов становится непосильной ношей. Дети с ЗПР как наиболее уязвимая часть нашего общества нуждаются в более качественной подготовке к жизни. Образование, ориентированное на передачу знаний, не справляется с этой задачей. Интеграция детей с отклонениями в развитие в массовые школы имеет свои плюсы, а так же минусы. И главный минус – это несоответствие содержание программы уровню развития ребенка.

Сложная структура дефекта, возрастные, индивидуально – личностные, психологические особенности детей и необходимость комплексного воздействия на ребенка побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы. Необходимо максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, осуществлять коррекцию нарушенных функций, способствовать улучшению эмоционально-волевой сферы, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей, помогли бы создать благоприятные условия, для включения проблемного ребенка в активный познавательный процесс, позволяющий привлечь и удержать внимание детей, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему.

На сегодняшний день задача педагогов нашей школы состоит в том, чтобы создать наиболее эффективные условия организации обучения детей и такую модель обучения детей с ЗПР, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, после чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
  • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
  • ведение психолого-педагогических дневников наблюдений за учащимися, карт динамического наблюдения;
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся и повышение мотивации к обучению.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

  • формирование универсальных учебных действий на всех этапах учебного процесса;
  • обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
  • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
  • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
  • использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
  • максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
  • разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
  • использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия;
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, в том числе характерных для учащихся с ОВЗ.

Каждый учащийся нашей школы охвачен работой группой специалистов - логопедом, дефектологом, психологом. Все это способствует успешной подготовке учащихся к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Работая с детьми младшего школьного возраста, приходится задумываться над тем, как сделать занятия более яркими, насыщенными, интересными.

Работая учителем-дефектологом, использую в образовательном процессе личностно-ориентированную технологию, которая позволяет сделать учебный процесс более индивидуализированным. Каждое задание формулирую с разным уровнем сложности. Затем предлагаю самим детям выбрать наиболее приемлемый для себя вариант. Учитывая, что у данной категории детей завышенная самооценка, выбрав задание наугад, они быстро понимают, что некоторые не могут справиться с выбранным заданием. Некоторая часть детей работает самостоятельно, другая- с направляющей помощью педагога. У детей игра занимает ведущую роль в жизни . Поэтому стараюсь часто использовать игровые и занимательные упражнения на своих уроках.

Работу по формированию ориентации в пространстве у учащихся первого-второго класса начинаю с развития умения ориентироваться на листе бумаги, в схеме собственного тела, в книге, на рабочей поверхности (на столе), на классной доске, в пространстве кабинета. Закрепляя знания по данной теме дети выполняют рисунки с расположением предмета согласно конкретной инструкции н-р, необходимо рассадить овощи на разные грядки: в правый верхний угол мы посадим кабачки, в левый верхний угол огурцы, в нижний правый- морковь, в нижний левый-лук, а на среднюю грядку свеклу. Одновременно повторяем обобщающие слова "Овощи", "Фрукты" и дифференцируем данные понятия.

Для развития и формирования ориентации в пространстве использую такую игру "Деревья, кустарники, травы". Данная игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания.

Правила: при названии дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать какие деревья высокие, кустарник- руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы-присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (педагог) может вставлять названия цветов, животных и других известных детям названий. Первоначально предупреждая об этом, в дальнейшем – без предупреждения. Можно варьировать скорость игры от медленной до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Выполнение заданий такого вида "Нарисуй свой огород". "Нарисуй свой сад", что способствует развитию самостоятельности, ответственности, творческому подходу к решению своих задач.

Параллельно отрабатывается весь спектр заданий:

  • Назови одним словом.
  • Назови лишний предмет (классифицируем по цвету, форме, размеру). При этом уточняем , что, где растет.
  • Составляются предложения с данными словами. Учитывая то, что работа проводится комплексно: включаю работу с текстом н-р: "Этажи леса" М.Пришвина. (Списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти). Домашнее задание будет такое: пересказать текст, выполнить рисунок к нему. Для закрепления данного умения можно использовать эту же игру на другом предметном материале (транспорт, животные и т. д.), в соответствии схемой анализа. Отрабатываются знания по теме "Предлоги" (в, на, за, под и другие предлоги), хотя в первом классе эта тема еще не раскрывается.

Для умения ориентироваться в книге использую практический материал ( картинки, счетные палочки, грибочки, буквы разрезной азбуки) т,к необходимо уметь переставлять предметы в столбик и в строчку. Выполняем задания: найди первую строку, вторую, пятую. Аналогично провожу работу со словами, расположенными в столбик. Хорошим материалом для закрепления служат "Графические диктанты" автор О.И. Крупенчук .

После формирования навыков ориентации в пространстве плавно переходим к цифрам. Их расположению в числовом ряду. Работу с числами провожу с опорой на раздаточный материал, использую игры "Лабиринт", "Собери бусы", которые направлены на упорядочивание чисел. Аналогично располагаем числа в столбик, в строчку, записываем числа через определенное количество клеточек, в разных углах.

Опыт показывает, что такая детальная работа позволяет сформировать у ребенка умение ориентироваться в тетради, в книге, в задании к упражнению, что позволяет устранять нервно-психическое напряжение. А значит, формируется ситуация успеха и положительное отношение ребенка к процессу обучения, снижению барьера страха, формирования доверия к педагогу.

Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, мы можем помочь учащимся с ЗПР в преодолении трудностей в освоении основной образовательной программы, с возможной успешной адаптацией в условиях массовой школы.

Литература

  1. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. М., 1990г.
  2. Шевченко С.Г. К вопросу об умственном и речевом развитии детей с ЗПР. М., Просвещение 1990г.
  3. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ. М. Школьная пресса 2005г.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2012/03/timkiv