Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

Михеева Анна Николаевна, учитель-логопед, МБОУ ПГО "Ощепковская средняя общеобразовательная школа", р.п.Пышма

Современная жизнь претерпевает множество изменений, которые не обошли и систему образования. Государство ставит новые цели. Прослеживающиеся и в инициативе "Наша новая школа", и в новых стандартах на разных ступенях обучения. И в новой редакции различных законов, касающихся образования в целом, обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Для решения этих целей необходимо взаимодействие всех педагогов, работающих с учащимися, поскольку по результатам мониторинга на начало учебного года более 80% первоклассников имеют нарушения речи различной степени тяжести, а нарушения речи связаны и с недостаточным развитием психических процессов, что в дальнейшем сказывается на усвоении программы по основным предметам.

Информационные технологии, применяемые на логопедическом пункте, построены на основе психолого-педагогических и методических положениях. разработанных Л.С. Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.Р. Лурия, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным и др.

В коррекционно - развивающей работе с обучающимися на логопедическом пункте в общеобразовательной школе я использую:

  1. При проведении диагностики:
    1. программы Microsoft Word, Excel для ведения базы данных по детям, имеющим трудности в развитии речи, заполняю речевые карты, профили речевого развития обучающихся;
    2. презентации при проведении диагностики, созданные мной на основе работ Н.М.Трубниковой, Т.А.Фотековой, Т.В.Ахутиной, Е.М. Косиновой, О.И.Азовой в программе Microsoft Power Point. Анимированные изображения позволяют удерживать внимание обучающихся, создают дополнительную мотивацию для последующих занятий, сокращают время на обследование.
  2. При проведении занятий использую такие электронные образовательные ресурсы как:
    1. специализированные программы: "Игры для Тигры", "Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе", "Развитие речи";
    2. компьютерные игры "Размышлялки", "Баба Яга учится читать", "Игры с Гарфилдом", "Начальная школа Кирилла и Мефодия.1 класс"; серия "Несерьезные уроки","Супердетки";
    3. психологические методики для младших школьников центр "Адалин", комплексная программа развития интеллекта Пономаренко А.С;
    4. мультимедийная энциклопедия: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия -2012;
    5. презентации собственные и из Интернета (артикуляционная гимнастика, зарядка для глаз, автоматизация и дифференциация звуков, отработка лексических тем, физминутки, отработка навыков чтения);
    6. программы Paint, Microsoft Office Word для проведения письменных работ, набора текстовых материалов и карточек; проигрыватель Windows для создания звукового фона занятия, прослушивания образцов речи, дисков "Трудный звук".


Использование информационных технологий позволяет осуществлять системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход, предусмотренный ФГОС НОО, так как ученики в деятельности находят собственные затруднения и выбирают пути решения, роль учителя в подборе такого уровня прохождения заданий, которое соответствует уровню развития конкретного ученика, затрагивая его "зону ближайшего развития". Заложенные в программы функции позволяют объективно оценить деятельность учащихся, сравнить выполнение ими заданий на разных занятиях, отслеживать динамику продвижения.

Конечно, использование компьютера на занятиях не должно наносить вред здоровью детей. С этой целью я ограничиваю время работы согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 для учащихся начальных классов 10-15 минут, до работы провожу пальчиковую гимнастику, после работы обязательно зарядку для глаз, физ.минутку или минутку релаксации.

По моему наблюдению, использование компьютера на логопедических занятиях повышает мотивацию к обучению у учащихся, позволяет сделать занятия разнообразнее, учитывать особенности в развитии и организовывать деятельность учащихся таким образом, чтобы добиться максимального результата.

Развитие техники, появление новых программных продуктов позволяет нам использовать новые возможности для коррекции и развития речевых и познавательных способностей обучающихся, продолжать самосовершенствование.

{gallery}2013/01/miheeva{gallery}