Использование овощных культур для развития и коррекции языкового анализа и синтеза на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ

Зафарова Зарина Файзуллоевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Байкаловская СКОШИ", с. Байкалово



Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психическим развитием.


Исходя из симптоматики дисграфии у умственно отсталых обучающихся, одно из главных мест занимает развитие и коррекция функций языкового анализа и синтеза. В связи с этим я использую различные материалы. В этом учебном году я ввела на занятия овощные культуры. Метод работы с овощами явился продолжением моих экспериментов. На начальной стадии поиска я использовала различные предметы, затем перешла на крупы, зернобобовые культуры, и, в итоге оказалось, что наиболее плодотворные результаты приносит манипуляция с овощными культурами. Это позволило расширить количество анализаторов, включаемых в работу по развитию и коррекции фонематических процессов (в особенности по развитию языкового анализа и синтеза), а также кинестетических образов у обучающихся. Тем более это актуально, поскольку я работаю в сельской коррекционной школе, в которой имеется свой приусадебный участок.


Благодаря такой деятельности у обучающихся повысилась мотивация к дисграфическим занятиям, и, конечно же, увеличилась результативность логопедических занятий.


Достоинства такого использования очевидны: к примеру, из листа капусты составляем предложение, затем слова, слоги, буквы (то есть используем метод развития языкового анализа и синтеза); отщипываем кусочки капусты пальцами – это развивает не только мелкую моторику, но и кинестетические образы.


Нарезанная соломкой или кружочками морковь используется с этой же целью.


Овощи всегда готовлю чистые, эстетически привлекательные. Перед занятием дети моют руки с мылом. В конце урока они с удовольствием съедают использованные овощи, анализируя и отвечая на вопросы: какой по вкусу, твердый или мягкий и др. в зависимости от выбранного на занятии продукта.


Таким образом, дары огорода оказывают существенную помощь в развитии и коррекции фонематических процессов и как следствие, в повышении эффективности логопедических занятий.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2013/01/zafarova