Конструкт фронтального занятия по предмету "Произношение". "Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация Л – Л’"

Евдокимов Сергей Владимирович, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

То, чему мы учились в школах и университетах, – не образование, а только способ получить образование.
Р. Эмерсон, (1803-1882г.г.)

Современные требования к уроку

Анализируя новые стандарты и сравнивая их со стандартами 2004 года, прихожу к выводу, что отличием современного подхода является:

  • ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ (необходимо чётко понимать, что результаты – это не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности);
  • основной слоган новых стандартов - научить ребёнка учиться.

Современное общество нуждается в образованных людях, способных к анализу своих действий, способных самостоятельно принимать решения, прогнозируя их последствия и умеющих сотрудничать.

Учитывая эти особенности нам, педагогам, необходимо более вдумчиво подходить к подготовке и проведению своих уроков (занятий).

На что следует обратить внимание:

  1. С целью формирования универсальных учебных действий необходимо использовать индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
  2. Урок (занятие) должен быть проблемным и развивающим: педагог организует проблемные и поисковые ситуации, в которых вывод делают сами учащиеся.
  3. Активное использование здоровьесберегающих технологий: каждый урок (занятие) необходимо проводить с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
  4. При подготовке к уроку необходимо прогнозировать обратную связь.
  5. Современный урок (занятие) отдаёт приоритет деятельности обучающихся, но при этом учитель поддерживает инициативу учащихся в нужном направлении.
  6. С целью развития активности учащихся на уроке (занятии) необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения.
  7. Стандарты не отменяют как создание «ситуации успеха», так и оценивание реального продвижения каждого ученика, поощрение.
  8. При реализации технологии деятельностного метода не рекомендуется использовать только элементы взятой технологии. Технология должна прослеживаться на протяжении всего урока.


Многие мои коллеги могут сказать, что именно так они и проводят свои занятия. Частично соглашусь с ними. Но не все используют в своей работе системно – деятельностный подход в обучении (важно - ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала), тем более редко кто уделяет особое внимание мотивации ребенка к познанию окружающего мира. Мало того не все ещё чётко осознали, что занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. А именно это и предполагают новые стандарты.

Так как современное образование постепенно отходит от традиционного написания конспектов занятий (уроков), предлагаю вашему вниманию технологическую карту и конструкт фронтального занятия для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).


Конструкт фронтального занятия по предмету "Произношение". "Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация Л – Л’"
 

Тема: "Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация Л – Л’".

Перспективная цель: Формирование у учащихся правильного звукопроизношения.

Актуальная цель: зависимость лексического значения слов от твёрдости – мягкости согласных звуков, правильное произношение звуков Л-Л’.

Задачи:

  • Коррекционная: коррекция мышления на основе упражнения в сравнении.
  • Развивающая: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  • Воспитательная: воспитание интереса к учёбе, воспитание самостоятельности.



Оборудование: зеркала для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы + эталон, предметные картинки на звуки Л-Л’ (галка, галька, лук, люк, мел, мель, полка, полька), замки звуков, блямзики (шуточная купюра, которая вручается ученику за правильный ответ).

Тип урока: открытия нового знания

Принципы: психологической комфортности, деятельности, непрерывности.

Технологическая карта коррекционного занятия

 

 

Предмет

Тема

Класс

 

Методы

 

Тип урока

Планируемые результаты

 

Виды учебной деятельности

 

Система средств обучения

 

    Личностные

                              метапредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Произношение.

«Дифференциация твердых - мягких согласных. Звуки л, л’»

 

Словесный

Наглядный

Частично

поисковый

Показ

схем

Аналитический

Синтетический

 

 

Урок открытия нового знания

Самоопределение

Осознание ответственности за  общее дело

Следование в поведении моральным нормам

Самооценка на основе критерия успешности.

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

 

-волевая саморегуляция;

-познавательная инициатива;

-контроль, коррекция, оценка;

 

 

-анализ, синтез. сравнение, обобщение;

-использование знаково-символических средств;

-структуриро

вание знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-выполнение действий по алгоритму;

 

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 

 

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальная работа

Работа в группах

Анализ и синтез

Обобщение

Работа с наглядностью

зеркала для индивидуальной работы, конверты, учебник, тетради, предметные картинки на звуки Л-Л’, замки звуков, блямзики (шуточная купюра, которая вручается ученику за правильный ответ).

 

 

       Этап урока

  Цель этап (только для меня)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Перечень УУД

1.Организационно-

мотивационный

Создание мотивации детей к деятельности на занятии.

 

Даёт задание выполнить артикуляционную гимнастику.

Организовывает индивидуальную работу с зеркалами.

 

Один из учащихся проводит артикуляционную гимнастику, остальные повторяют за ним.

Выполняют работу с зеркалами, произносят звуки Л-Л’, дают характеристику звукам

 

(Л), (К), (П)*

2. Актуализация  знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Подготовка учащихся к открытию нового знания

 

 

 

 

 

Проводит игру

Проводит игру «Шляпа волшебника»

 «Превращение слов»

(угол – уголь, галка - галька, полка - ???)

 

Называют слова со звуками Л-Л’

 

 

Образуют «волшебные» пары слов.

 

 

 

(П), (Р), (К)

 

 

 

 

 

 

3. Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Фиксирует  и указывает на затруднения

Осознают возникшее затруднение

(П), (К), (Р)

4. «Открытие» детьми нового знания

 

 

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения.

Самостоятельное нахождение способа действия и решение задачи, вызвавшей затруднение

 

 

 

 

 

Организует  деятельность учащихся на построение проекта будущих учебных действий.

Организация  работы учащихся по наблюдению и выдвижению предположений.

Возвращает внимание детей к возникшему ранее затруднению (полка - ???)

 

Наблюдают за «превращениями» слов

Наблюдают за изменением слов,  проводят анализ

 

 

 

 

 

 

(Л), (П), (Р), (К)

 

(Л), (П), (Р), (К)

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение нового способа действия

Организует работу в группах для решения заданий на новый способ действий

 

 

Выполняют работу в группах с проговариванием алгоритма вслух

(1 группа: мел - ? (мель)

2 группа:  лук - ? (люк))

(П), (К), (Л)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельное применение нового способа действий. Индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

Организует самостоятельную работу

 

 

 

Выполняют задания на новый способ действия. Осуществляют самопроверку по эталону. Выявляют и корректируют возможные ошибки.

(На индивидуальной карточке – 4 предметные картинки: полка, полька, лук, люк, угол, уголь. Задание: определить твёрдость – мягкость звука и найти «волшебную» пару, соединив слова линией.)

(Р), (П)

7.Рефлексия

Самооценка результатов деятельности

Создание условий при которых учащиеся проводят самооценку и подводят итоги: «Лесенка успеха»

Самоанализ ( Мне трудно! У меня не всё получается! Мне легко, я всё умею!).

(Л), (П), (К)

(Л) – Личностные; (К) – Коммуникативные; (П) – Предметные; (Р) – Регулятивные универсальные учебные действия.