Конструкт логопедического занятия по теме "Преодоление смешений букв по кинестетическому сходству. Дифференциация П - Т"

Латникова Наталья Александровна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Вашему вниманию представляю конструкт логопедического занятия по теме "Преодоление смешений букв по кинестетическому сходству. Дифференциация П - Т". (2 класс для обучающихся с задержкой психического развития).

Задачи занятия.

  • Коррекционно-обучающая: закрепление моторного навыка написания букв с опорой на кинетические ощущения; упражнения в выборе буквы при написании слогов, слов, словосочетаний; работа над звукобуквенным, слоговым анализом и синтезом, словообразованием.
  • Развивающая: развитие словесно-логического мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти.
  • Воспитательная: воспитывать умение правильно вести себя в социуме, практические приемы диалогической речи.


Планируемый результат:

  • Учащиеся запомнят написания букв П - Т (заглавные и строчные).
  • Расширят словарный запас.
  • Учащиеся потренируются в составлении диалогов, поработают над развитием словесно-логического мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти.
  • Поработают над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
  • Вспомнят, какие сказочные герои с ними путешествовали.

 

 

Тема

Класс

Методы

Тип и вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств

обучения

Личностные

Метапредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

 

"Преодоление смешений букв по кинетическому сходству. Дифференциация  П – Т".

2 класс

Объяснительно иллюстративный, поисковый, репродуктив-ный.

Закрепление пройденного материала.

Осознают необходимость правильного выбора буквы П или  Т  при написании слов. Учатся навыкам сотрудничества, доброжелательности и ведению диалога,  вспоминают знакомые литературные произведения.

Волевая саморегуляция,  как способность к выбору; коррекция, как умение вносить коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и образца.

Самостоятельно анализируют задания и находят решение; используют знаковые символы; строят речевые высказывания; анализируют и устанавливают причинно-следственные связи.

Учебное сотрудничество со сверстниками и взрослым; умение управлять поведением; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами взаимодействия; обучение диалогической и монологической речи в соответствии с нормами родного языка.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Работа в группах.

Работа с картинками и схемами.

Физические упражнения.

Упражнения в психогимнастике.

Работа в тетрадях.

 

 

Предметные картинки, схемы, карточки с буквами, таблица для игры, изографы, раздаточный материал, рабочие тетради.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационно-мотивационный

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Повтори скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит.

 Какие звуки чаще повторяются в скороговорке? Какими буквами обозначаются?

Отвечают на вопросы учителя, проводят звуковой анализ.

 

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Постановка цели и задач урока.

Тема занятия.

Стимулирует детей сформулировать тему занятия. Объявляет о путешествии в страну сказочных героев.

Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор.

 

Коммуникативные

  1. Актуализация знаний

Установление связи «кинема – графема».

Первый пришёл Буратино. Из какой он сказки? Кто его учил писать? Он всегда путал буквы п и т. Как запомнить написания этих букв? (варианты ответов).

Слушают объяснение, запоминают и повторяют правило написания букв п-т.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

  1. Выявление места и причины затруднений.

Развитие кинетических ощущений.

 Игра «Волшебный мешочек» (буквы п, т. и, ш, н, к из бархатной, гладкой, гофрированной бумаги; ищут на ощупь и называют букву).

Внимательно слушают и проверяют задание.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

 

Развитие звуко - слогового анализа и синтеза.

Второй герой почтальон Печкин принёс письмо (конверты с нанесённой на них сеткой 3х6 кл.)

Дает задания учащимся,

контролирует и проверяет его выполнение.

1.Слушай слова и выписывай из них только буквы п и т. Если в слове есть  обе  буквы  пиши их в одной клетке.

2. Кто прислал письма?  (Чиполлино) Верните слоги на место и запишите слова из двух слогов.

 

Работают индивидуально за партами. Аргументируют свой выбор.

 

Практическое усвоение сложноподчиненного предложения.

Просит обучающихся закончить предложения с союзом потому что (Дети прибежали домой, потому что…, Петя закрыл лицо руками, потому что… и т. п)

Придумывают и проговаривают по цепочке сложноподчиненные предложения.

 

  1. Физкультминутка.

Проводит с детьми ряд упражнений для снятия утомления. Игра с мячом «Скажи наоборот» (меняя п на т, например, полк-толк;тара-пара).

Выполняют упражнения для снятия утомления.

Личностные

Регулятивные

 

Психогимнастика.

Просит детей изобразить эмоции (мимический диктант) Читается текст, один показывает карточку, другой изображает мимикой.

Работа в паре.

 

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Дифференциация букв п – т в предложениях.


 

 Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова.
Над столом висит (толка, полка).
Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.
Теплоход приходит в (торт, порт).
Мише подарили (порт, торт).
От лентяев мало (полка, толка).
 

 

Высказывают свой вариант, аргументируют  ответ.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

 

Деформированные предложения.

Составь из слов предложения, вставляя буквы п или т.
Наташи, у, #ё#лые, #а#ки. 
#одме#ае#, Таня, #ол. 
ка#ок, иду#, на, де#и. 
ку#ил, па#а, #ор#. 
 

 

Высказывают свои предположения, стараются аргументировать свой  ответ.

 

Развитие логического мышления.

Игра в разведчиков. Прочитай зашифрованную запись на доске (//авлин, у///ка, //е///ух) Кто это? Назови одним словом.  Какую букву обозначают две палочки, а три?(///игр, бегемо///, //они, ///елёнок) Кто лишний из зверей?

Анализируют, высказывают своё мнение.

 

Конструирование букв п и т.
 

Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: туман, пила, парус, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т)
 

Формулируют выводы наблюдений, выкладывают на парте буквы из элементов.

 

13. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с тетрадью.

Подбери слово правильно.

Печку…

Воды … (попил, топил) и т.п.

Разгадывание изографов (вертолёт, парашют).

Работают в тетради по инструкции учителя.

Регулятивные

14.Рефлексия. (Итог занятия).

Просит детей подвести итог занятия (Какие буквы  различали? Какое задание показалось трудным, какое понравилось?) Кто из сказочных героев с нами путешествовал?

Просит  нарисовать солнышку ротик (улыбается – урок понравился, грустит – было трудно, скучно).

Называют основные позиции изученного  материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Графически отображают свое отношение к уроку.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные