Конструкт занятия в соответствии с ФГОС НОО по логопедии для учащихся 3 класса "Дифференциация звуков Р-Л"

Черкашина Ирина Игоревна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Представляю конструкт занятия в соответствии с ФГОС НОО по логопедии для учащихся 3 класса "Дифференциация звуков Р-Л". Раздел: звуки и буквы.

Цели:

  • Перспективная: создание организационных и содержательных условий для формирования знаний о сходстве и различии звуков Р - Л в процессе смены учебной деятельности.
  • Актуальная: создание организационных и содержательных условий для формирования у школьников представления о \\\\ в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Формирование умения различать звуки Р - Л в слогах, словах в процессе звуко-буквенного анализа.
    • Обучение выделению изучаемых звуков в словах в процессе выполнения практической работы.
  • Развивающие:
    • Развивать навыки звуко-буквенного анализа односложных и двусложных слов в процессе составления схем слов.
    • Содействовать развитию умения осуществлять самопроверку и взаимопроверку в процессе выполнения физминутки.
  • Воспитательные
    • Воспитание навыка самоконтроля за речью в процессе коммуникативной деятельности.
    • Воспитание умения работать в коллективе в процессе практической деятельности.
  • Коррекционные:
    • Развитие артикуляционной моторики в процессе создания, удержания, чередования определённых поз.
    • Коррекция и развитие слухового восприятия и слуховой памяти в процессе смены видов учебной деятельности.

Оборудование: план-схема для анализа звуков, фишки для звукового анализа, карточки с предложениями, артикуляционные профили звуков Р – Л, тетради, ручки, карандаши.

Технологическая карта

 

Предмет,

тема,

класс,

УМК

Методы

Тип и вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивный

Познавательный

Коммуникативный

Предмет:

Логопедия

 

Тема:

Дифференциация звуков Р - Л

 

Класс:

3 класс

Объяснительно-

Иллюстративный

 

Репродуктивный

 

Частично-поисковый

Тип:

Урок сообщения новых знаний

 

Вид:

Проблемно-диалогический

Проявляют

познавательный интерес к

правильному

произношению

Учатся владеть артикуляц. моторикой

 

Осознают, принимают и решают учебную задачу

Умеют работать по схемам

 

Принимают и осознают учебную задачу

 

Умеют различать звуки по характеру артикуляции

 

Осуществляют ЗБА

Учатся работать в коллективе в процессе практической деятельности

 

Учатся контролировать свою речь

Узнают о правильной артикуляции звуков Р и Л

 

Учатся выделять изучаемые звуки среди других звуков

Практическая работа в режиме диалога

 

Работа с реальными предметами

 

Составление слов и схем слов

Наборы для звуко-буквенного анализа

 

Конверты с заданиями

 

Артикуляционные профили звуков Р и Л

 

Этап урока

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационно-мотивационный

Задача – организовать, подготовить учащихся к работе на уроке;

активизировать слуховое восприятие;

обеспечить благоприятный микроклимат на уроке.

 

Форма – фронтальная.

 

Средства – языковые.

 

Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу.

 

Приёмы контроля – зрительный, устный.

 

Принцип – психологической комфортности.

Организует учащихся на работу. Создаёт мотивацию.

 

-Давайте поиграем в игру  «Попугай». Повторяйте за мной слова парами, как попугайчики:

Бал - бар

Дар – дал

Жар – жал

Мир – мил

-Какие звуки слышатся в конце этих слов? Тема сегодняшнего занятия – звуки Р и Л.

Настраиваются на урок.

 

Повторяют за логопедом слова.

 

Отвечают на вопросы логопеда (диалогическая форма беседы).

  1. Артикуляционная гимнастика

Задача – обеспечение благоприятных условий для развития артикуляционной моторики.

 

Форма – фронтальная.

 

Средства – языковые.

Результат – выполнение предложенных артикуляционных упражнений.

 

Приёмы контроля – визуальный.

 

Принцип – деятельностный.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Маятник», «Качели», «Лошадка», «Барабанщик».

Выполняют артикуляционные упражнения.

  1. Создание проблемной ситуации

Задача – сформулировать основополагающий вопрос, поставить задача.

 

Форма – фронтальная.

 

Средства – языковые, наглядные.

 

Результат – формулировка проблемы в разных вариантах.

 

Приёмы контроля – устный.

 

Принцип – деятельностный.

 

Создаёт проблемную ситуацию.

Помогает сформулировать основополагающий вопрос.

 

-Ребята, давайте проговорим слоги со звуками Р и Л и послушаем, как они звучат:

Ра – ла

Ро – ло

Ру – лу

Ры – лы

-Давайте подумаем, чем они похожи, а чем отличаются!

 

 

Выдвигают свои предположения, гипотезы.

 

.

 

Анализируют звуки, выделяют признаки.

  1. Сравнительный анализ артикуляции и характеристики звуков.

Задача – актуализировать знания учеников.

 

Форма – фронтальная.

 

Средства – языковые, наглядные.

 

Результат- формулировка проблемы в разных вариантах.

 

Приёмы контроля – устный.

 

Принцип – деятельностный.

Уточнение представлений об артикуляции звука Р.

Уточнение представлений об артикуляции звука Л.

Артикуляция каждого звука, его развёрнутая характеристика.

Сравнение артикуляций и характеристик звуков Р – Л.

 

 

Анализируют артикуляционные профили, соотносят с положением своих органов артикуляции.

  1. Самостоятельное применение и закрепление знаний.

 

 а) дифференциация звуков Р и Л\ в словах;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача – закрепление и расширение знаний.

 

Форма – фронтальная.

 

Средства – языковые, наглядные.

 

Результат – решение учебной задачи, выполнение заданий проблемного характера.

 

Приёмы контроля – устный.

 

Принцип – деятельность в режиме диалога.

 

Игра «Новое слово»

-Я бросаю вам мяч и называю слово со звуком Л, а вы должны заменить его в слове на звук Р, и получится новое слово.

Лак – рак

Лов – ров

Лад – рад

Ложки – рожки

-А теперь наоборот, заменяем Р на Л, и слушаем, что получится.

Рама – лама

Рука – Лука

Розы – лозы

Пир – пил

Жир – жил

(по ходу игры объясняется значение непонятных слов).

 

Организует работу учащихся по решению поставленного вопроса по обобщению и закреплению знаний.

 

-Посмотрите на доску. Нам с вами нужно заполнить таблицу, используя слова со звуками Р и Л.

(На доске таблица с графами «Транспорт», «Игрушки», «Спорт», «Фрукты»)

 

 

Дети играют в предложенную игру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание на доске, выделяют в словах буквы Р и Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

б) физпауза

Задача – обеспечение благоприятных условий для самочувствия учащихся.

 

Форма – фронтальная.

 

Средства – языковые.

 

Результат – выполнение предложенных физических упражнений.

 

Приёмы контроля – визуальный.

 

Принцип – деятельностный.

Физпауза

 

-Теперь отдохнём. Встаём, выходим из-за парт, повторяем за мной движения, проговариваем стихотворение со звуками Р и Л:

 

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки

Не из снега, из муки!

Дети повторяют слова и движения за логопедом.

в) развитие внимания, звуко-буквенного анализа,  зрительного восприятия

 

Задание на развитие зрительного восприятия.

-На ваших карточках написаны длинные и ложные слова с буквами Р и Л. В словах первого столбика  нужно зачеркнуть букву Р и указать, на каком месте в слове она стоит. В словах второго столбика то же самое делаем для буквы Л.

 

 

Дети выполняют упражнение.

Взаимопроверка.

г) офтальмологическая пауза

Задача – обеспечение благоприятных условий для самочувствия учащихся.

 

Форма – фронтальная.

 

Средства – языковые.

 

Результат – выполнение предложенных офтальмологических упражнений.

 

Приём контроля – визуальный.

 

Принцип – деятельностный.

Офтальмологическая зарядка.

 

Дети повторяют движения за логопедом.

д) работа с предложением

 

Актуализация и закрепление полученных на занятии знаний.

 

-Ребята, у каждого из вас есть карточка с четверостишием, где пропущены буквы Р и Л. Вам нужно написать его в тетради, вставляя пропущенные буквы, и подчеркнуть Р одной чертой, Л – двумя.

Дети выполнят задания на карточках.

Индивидуальная работа, самопроверка.

  1. Подведение итогов.

 

Озвучивает результаты работы на уроке.

 

-Наше занятие подошло к концу. До свидания!

Отвечают на вопросы учителя (диалог).

 

Подводят итоги урока с направляющей помощью учителя.