Предупреждение и коррекция письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития

Латникова Наталья Александровна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Нарушения речи у обучающихся с задержкой психического развития являются более распространенными, сложными и имеют стойкий характер, отрицательно сказываются на развитии устной и письменной речи младших школьников. Постановка проблемы формирования навыков грамотной письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике. Так как орфографические ошибки, переплетаясь с дисграфическими приобретают стойкий характер. Затем они сохраняются в старших классах, где письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимся. Выбор наиболее эффективных путей устранения проблемы определяют содержание и практическую значимость работы учителя-логопеда в коррекционной школе для детей с задержкой психического развития.

Коррекция нарушений письма будет происходить наиболее успешно при условии, если:

  • содержание коррекционного обучения будет определяться с учетом структуры дефекта;
  • технология обучения будет проходить поэтапно;
  • коррекционное обучение будет вестись с учетом ведущей деятельности возраста, первичности и вторичности в структуре дефекта.

В 2013-2014 учебном году поставлены следующие задачи коррекционной работы:

  1. провести тщательный анализ теоретического и практического состояния проблем, связанных с особенностями и нарушениями письма и его формирования у обучающихся с задержкой психического развития;
  2. изучить и выявить характерные особенности нарушений письма у обучающихся с задержкой психического развития;
  3. разработать содержание развивающего обучения по коррекции нарушений письма;
  4. подтвердить результатами эффективность разработанной технологии коррекции нарушений письма.


Работа по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся 2 – 4 класову организована в три этапа.

На 1 этапе осуществлялась диагностика устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития.


Эффективность диагностики зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений, входящих в нее компонентов. Как правило в логопедии используют методы качественного анализа полученных данных.


 Опыт показывает, что это удобно для:

  • уточнения структуры дефекта и оценки степени выраженности;
  • нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
  • отслеживания динамики речевого развития;
  • построения системы индивидуальной коррекционной работы;
  • комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушения.


Анализ результата обследования показал, что речевые дефекты у детей этой группы проявляется на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и связано с особенностями их психо - физического развития.


Было выявлено, что нарушение письма у детей с задержкой психического развития является следствием недоразвития устной формы речи, т.е. вторичным проявлением дефекта. Причем, разная степень выраженности расстройств устной речи, разная структура дефекта обуславливают различную степень тяжести нарушений. У всех детей данной группы выявлены нарушения по типу общего недоразвития речи, поэтому на письме наблюдаются следующие группы ошибок:

  • 1 группа: ошибки на недоразвитие фонематического слуха и восприятия;
  • 2 группа: ошибки на недоразвитие лексической системы языка;
  • 2 группа: ошибки на недоразвитие лексической системы языка.


Исходя из этого логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.


Следовательно можно сделать вывод, что своевременное и целенаправленное устранение нарушений письма у обучающихся с задержкой психического развития способствует совершенствованию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы и социальной адаптации учеников.


На 2 этапе проводилась работа по коррекции нарушений письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития,


так как на 1 этапе работы были выявлены различные виды дисграфии: акустическая, аграмматическая, оптическая и дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, то были разработаны программы по коррекции этих форм дисграфии. Их разработка осуществлялась на основе программ Е.В. Мазановой.


Для решения поставленных задач параллельно с традиционными методами использовались компьютерные технологии. Была проведена коррекционная работа в форме игры "Робинзонада".


Эта игра способствовала поддержанию интереса к занятиям, развитию познавательного интереса, совершенствованию техники чтения. Удалось расширить семантические поля, провести коррекционную работу по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связной речи, поработать над исправлением дисграфических и орфографических ошибок.


Чтобы научить детей построению письменного высказывания в форме сочинения, был выбран метод проектной деятельности.


Цель внедрения проектного метода – развитие познавательных способностей, критического мышления, формирование навыков самостоятельности, работа с интернетом и литературой, привлечение других членов семьи. Оформление результатов проектной деятельности проходило под руководством учителя-логопеда с применением компьютерной программы.


На 3 этапе этапе работы был отслежен результат коррекционной работы . Проведен качественный и количественный анализ дисграфических ошибок, допущенных в работах учащихся.


Для обучающихся с задержкой психического развития характерно снижение мотивации учебной деятельности, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, снижение объёма слухоречевой памяти. Поэтому важнейшими предпосылками письменной речи является создание мотивации учебной деятельности. Применение компьютерных технологий помогает сделать это эффективно. Особенности развития обучающихся с задержкой психического развития оказывают негативное влияние и на формирование навыка беглого чтения. Поэтому был подобран комплекс необходимых развивающих упражнений, которые помогли преодолеть трудности в обучении детей чтению, развивали их речь и мышление. Это позволило снизить количество ошибок при чтении.


Несформированность письменной речи у обучающихся с ЗПР приводит к снижению успеваемости по основным предметам школьного курса. Благодаря коррекционной работе, повысилось качество образованности учащихся по основным предметам учебного плана.



Таким образом, система проведённой работы позволила повысить эффективность занятий по развитию письменной речи; способствовала повышению грамотности обучающихся, формированию учебных навыков и повышению школьной мотивации, формированию коммуникативной стороны речи, а также развитию нравственных качеств личности (уверенности в себе, трудолюбие, внимания к проблемам окружающих и т.д); создала ситуацию успеха. Всё это и является одним из условий успешной социализации обучающихся с задержкой психического развития.


Кроме того, на получения положительного результата по коррекции письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития повлияли следующие условия:

  • комлексность в диагностико – консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию проблем в обучении каждого ребёнка, определение комплекса мер: лечебных, профилактических, логопедических, коррекционно-развивающих, способствующих преодолению и компенсации речевых недостатков;
  • охрана и укрепление здоровья, использвание здоровьесберегающих технологий, позволяющих снизить утомляемость учащихся, восстановить силы;
  • проведение интегрированных уроков учителя и учителя-логопеда;
  • взаимодействие с воспитателем группы продлённого дня, педагогом-психологом;
  • участие родителей в развитии речевой активности учащихся, помогающих и поддерживающих учителя-логопеда.


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых федеральных государственных образовательных стандартов. Отсюда возникает проблема, как обеспечить развивающий потенциал ФГОС на логопедических занятиях.