Системный подход к планированию коррекционной работы с обучающимися, имеющими нарушение речевого развития

Тупикина Ирина Анатольевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "НСКОШ №50", Новоуральск

Системный подход к планированию коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, является необходимым условием для её успешности и эффективности. Без чётко продуманного и теоретически обоснованного плана логопедическая и психокоррекционная работа не может быть успешной. Реальность и действенность плана обеспечивается его связью с потребностями развития детей, что предполагает всестороннее знание их особенностей. Следовательно, началом всякого планирования является всестороннее изучение детей и прогнозирование результатов, которые могут быть достигнуты в итоге коррекции. Знание и учёт единства психолого-медико-педагогических воздействий на личность ребёнка и является основой системного подхода к планированию профессиональной деятельности. Система коррекционно-развивающей работы – это целостный процесс психолого- медико-педагогических воздействий специалистов на все стороны личности ребёнка для достижения поставленной цели.

Системы коррекционно-развивающей работы состоит из пяти компонентов:

  1. Коррекционные задачи - системообразующий компонент, объединяющий и регулирующий работу всех элементов системы.
  2. Содержание работы, определяющее, какие качества личности и структурные компоненты речи и на каком материале необходимо сформировать, чтобы решить поставленные задачи.
  3. Средства, методы, методики, тренинговые упражнения, техники и др. – конструктивный и творческий компонент, эффективность которого зависит не только от выбора этих средств, но и от сочетания и дозировки методов и их связи с другими элементами системы.
  4. Контроль за выполнением плана.
  5. Анализ результатов.

Чтобы система работы стала более действенной, следует учитывать её структурно-системные закономерности: отсутствие хотя бы одного элемента приводит к разрушению всей системы; слабость функционирования одного элемента отражается на качестве всей системы; эффективность работы в системе тем выше, чем успешнее решаются её коррекционные задачи; результаты действия системы зависят как от характера системы, так и от личности специалиста; каждый элемент системы несёт в себе возможности совершенствования всей системы.

Учёт перечисленных особенностей и закономерностей является необходимым условием осуществления системного подхода к планированию логопедической и психокоррекционной работы и формулированию коррекционных задач. Содержание коррекционных задач – это не перечень занятий, не обязанности логопеда или психолога, а те компоненты речи и качества личности ребёнка, которые следует сформировать и поднять их на более высокий уровень. Коррекционные задачи диктуются необходимостью выявить и устранить недостатки ребёнка, которые тормозят его развития, они должны быть реальными, вытекать из психолого-педагогической и логопедической характеристики детей, конкретными, рассчитанными на определённый срок; педагогически обоснованными.

План работы содержит следующие разделы:

  1. Психолого- педагогическая и логопедическая характеристика детей.
  2. Коррекционные задачи.
  3. Конкретные виды и методы работы по реализации коррекционных задач.
  4. Коррекционная работа.
  5. Сроки проведения.
  6. Ответственные исполнители.
  7. Анализ результативности выполненной работы.

Такой план обеспечивает целенаправленность, взаимосвязь, единство и многофакторность воздействия, что соответствует требованиям системного подхода к коррекционной работе.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2013/01/tupikina