Сопровождение младших школьников с задержкой психического развития с нарушением чтения и письма в образовательном процессе

Черкашина Ирина Игоревна, учитель-логопед ТО ПМПК, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Проблема нарушения чтения у школьников – одна из самых важных для школьного обучения, поскольку чтение и письмо, будучи одной из целей начального обучения, в дальнейшем превращается в средство получения знаний и саморазвития.


Если же говорить о детях с задержкой психического развития (ЗПР), то проблема нарушений чтения приобретает ещё большую остроту. У детей этой категории детей нарушена устная речь (как правило, негрубые нарушения всех сторон речи), отмечается слабость межанализаторного взаимодействия и запоздалое формирование мыслительных операций. Всё это приводит к тому, что процесс обучения чтению и письму у детей с ЗПР протекает дольше и с большими трудностями, чем у их нормально развивающихся сверстников.


Поэтому одной из основных целей деятельности учителя-логопеда в условиях специальной (коррекционной) школы является предупреждение и коррекция недостатков письменной речи (дисграфии и дислексии).


Обследования, проведимые в начале учебного года, при зачислении обучающихся на логопедические занятия, подтверждают основные данные о состоянии речи детей с задержкой психического развития. По результатам обследования на момент зачисления, 10% обучающихся имели общее недоразвитие речи II степени, 30% - III степени. Нарушения звукопроизношения различной этиологии (дизартрия средней и тяжёлой степени, моторная и сенсо-моторная алалия) – 80%. Кроме того, речь 5% была осложнена нарушением работы слухового анализатора (слабослышащие дети). 100% выпускников ДОУ, зачисленных в школу, имели предрасположенность к нарушениям письменной речи (нарушения произношения, общее недоразвитие речи, нарушения анализаторов, зрительного и слухового восприятия, моторики). По результатам входящего обследования учащихся 2-4 классов, 100% учащихся допускали специфические ошибки при письме и в чтении и нуждались в коррекции письменной речи (дисграфия и дислексия различных форм).


Обследование, как правило, проводится по нейропсихологической методике Фотековой и Ахутиной.


При обследовании обучающихся первых классов в большинстве случаев мы получаем следующие данные: читающих детей -10 - 30%, специфические ошибки при чтении допускают – 30 - 40%, осознанное чтение формируется у 20%. Выразительное чтение – у 10% первоклассников.


В первом классе начинаем работу по профилактике дисграфии. Здесь учитываются особенности психического развития детей с задержкой психического развития и особенности формирования у них навыка чтения. При затруднении формирования навыка слитного слогового чтения в качестве вспомогательной использовалась методика обучению чтения Н. С. Жуковой.


Одновременно с целью профилактики дислексии и дисграфии на занятиях используются упражнения по коррекции и формированию фонетико-фонематической стороны речи, оптико-моторных навыков и пространственной ориентировки, лексико-грамматического строя, расширению словаря и развитию устной речи. Ведется активная работа по коррекции звукопроизношения и уточнению артикуляционных укладов звуков – как основа для аналитико-синтетического метода обучению чтению и предупреждения фонематической дислексии.


На этом этапе профилактической и коррекционной работы желательно использовать информационно-коммуникационные технологии. Помимо офисных программ, позволяющих создать практически любой методический материал для занятия, используются такие специальные программные комплексы, как "Видимая Речь-II" и "Дэльфа-142". Они оказывают неоценимую помощь в постановке и автоматизации звуков, в развитии речевого дыхания, фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия, а главное – помогают сделать эти этапы занятий привлекательными для детей. Кроме того, "Видимая Речь" позволяет записывать и учитывать в работе индивидуальные особенности речи каждого ребёнка, сохранять статистические данные динамике изменений, что очень помогает в работе над исправлением звукопроизношения и просодической стороны речи.


Обследование учащихся 2-4 классов позволяет выявить недостатки в уже сформированном навыке чтения. Прежде всего, более длительный срок в овладении техникой чтения по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. При чтении дети допускают множественные ошибки, связанные с заменой и перестановкой букв, искажением слов, неправильным прочтением окончаний, ошибками в постановке ударения и т. д. Слабая техника чтения в сочетании со сниженным запасом представлений и бедностью словаря, имеет следствием и недостаточное понимание лексического значения отдельных слов и содержания текста в целом. Обучающиеся часто затрудняются связно пересказывать прочитанное, выделять главную мысль. Долгое время обучающиеся затрудняются в правильном интонировании чтения. При всём том у них нечасто встречается формирование механического чтения, детис задержкой психического развития, несмотря на явные трудности, стараются понять прочитанный текст.


Все компоненты чтения формируются у обучающихся замедленно, с трудом, поэтому необходима систематическая коррекционно-развивающая работа за весь пери од обучения в начальной школе.


Система работы учителя-логопеда ТО ПМПК основана на классификации дислексий, предложенной Р. И. Лалаевой, и опирается на её рекомендации по коррекции каждого вида дислексии. По результатам обследования обучающиеся разделяются на группы по схожести дефекта. Поскольку дислексия у обучающихся с задержкой психического развития чаще всего встречается в смешанной форме, то работа по коррекции нарушений чтения должна носить комплексный характер. И всё же коррекционную работу можно разбить на четыре больших комплекса, соответствующих преобладающей форме дислексии: фонематической, оптической, аграмматической и семантической.


Поскольку коррекция несовершенного навыка чтения у детей с задержкой психического развития невозможна в отрыве от общей коррекции системных нарушений речи, то коррекция дислексии должна проводиться как этап группового занятия.


Система работы по преодолению фонематической дислексии включает в себя комплекс упражнений и игр по развитию языкового анализа и синтеза (анализа структуры предложения, слогового анализа и синтеза, фонематического анализа и синтеза). Так же при коррекции фонематической дислексии систематически должны применяться упражнения на развитие фонематического восприятия. Эти упражнения так же помогают предотвратить формирование и закрепление фонематических ошибок при письме, то есть одновременно проводится профилактика фонематической дисграфии. И здесь же продолжается работа над исправлением дефектов звукопроизношения, уточнению и дифференциации артикуляционных укладов, поскольку для детей с задержкой психического развития характерна нечёткость собственно артикуляции и затруднения в восприятии положения органов артикуляции.


При преобладании симптомов оптической дислексии необходимо подбирать упражнения, способствующие коррекции и развитию зрительного восприятия, гнозиса, зрительной памяти.


При аграмматической дислексии система работы должна включать в себя упражнения, способствующие формированию морфологической системы языка. Так же в дальнейшей работе используются упражнения, помогающие формировать синтаксическую структуру предложения, в строго определённой последовательности (от простого двусоставного предложения до сложноподчинённых и сложносочинённых).


Ещё одна форма дисграфии, которая часто встречается у обучающихся в работе ТО ПМПК – семантическая. Правда, в чистом виде она встречается реже остальных, но смешанные дислексии требуют обязательной работы над пониманием смысла предложения и постоянной словарной работы. Для детей с задержкой психического развития в целом характерен низкий словарный запас, лексические значения слабо дифференцированы, возникают значительные затруднения в построении развёрнутого связного высказывания.


Кроме того, при коррекции нарушений чтения у детей с этим видом нарушения необходимо уделять внимание такому важному моменту, как формирование положительной мотивации к чтению. Поскольку навык чтения у детей формируется с трудом, то интерес к этому занятию быстро угасает. Но всё же среди обучающихся не так много обучающихся, у которых формируется механическое чтения, они стараются понять смысл прочитанного. Поэтому тексты для чтения подбираются интересные и понятные для детей, часто используются игровые моменты (кроссворды, анаграммы, слова-перевёртыши, загадки, ребусы и т. д.) всё это позволяет поддержать интерес к осознанному правильному чтению.


Обследование навыка чтения, проводимое в конце учебного года, если используется приведенный выше алгоритм работы учителя-логопеда, как правило, показывает положительные результаты такой систематической коррекционной работы. У всех групп детей техника чтения улучшается.


Поскольку нарушения устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития носят достаточно стойкий характер, нельзя говорить о прорывных положительных результатах, но положительная динамика всегда отчётливо прослеживается.