Тимофеева Татьяна Леонидовна, учитель-дефектолог ТОПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская СКОШ", Сухой Лог



С введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Белоусова Елена Михайловна, педагог-психолог, ГКОУ СО "Красноуфимская СКОШ", Территориальная областная психолого-медико-педагогическая комиссия, Красноуфимск

В соответствии с Приказом министра образования Свердловской области, Карта учёта динамики развития ребёнка, прошедшего обследование на ПМПК, стала обязательным документом в работе с детьми с трудностями в обучении. Однако на практике педагоги образовательных учреждений использовали её в большей мере формально.

Кадникова Елена Валерьевна, учитель-логопед ПМПК, Голомолзина Елена Анатольевна, учитель-логопед ПМПК, Макарова Ирина Альбертовна, учитель-логопед ПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская СКОШ", Сухой Лог



На основании письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 14.09.2012 г. № 02-01-95/5293 "Об индивидуальной карте учета динамики развития ребенка" индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее Карта) составляется на каждого обучающегося, воспитанника, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Мы представляем свой опыт по заполнению и ведению VII раздела Карты "Речевое развитие".

Иванова Инна Дмитриевна, педагог-психолог, МБОУ НОШ №34, Нижний Тагил

Известно, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в понимании смысла человеческих отношений. В основе трудностей лежат особенности общения детей с взрослыми и между собой, они имеют недостаточное представление о явлениях социальной жизни и о своем месте в ней. Поэтому социальное развитие ребенка – это основная задача в работе учителя и педагога-психолога.

Ставрова Галина Александровна, врач-педиатр "Новоуральская СКОШ № 59"

Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия.  Всемирная организация здравоохранения.

Воробьев Игорь Константинович, учитель-дефектолог ТО ПМПК, "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск

За последние десятилетия в нашем обществе отмечено нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидизирующими заболеваниями. Анализируя численность детей с ограниченными возможностями здоровья за последнее пятилетие необходимо отметить ежегодный прирост числа обучающихся в Свердловской области. Так, например, в 2012-2013 учебном году число обучающихся составило 412 тыс. человек, а в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях обучается 417 тыс. детей. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья также увеличивается и составляет на 01.09.2013 года 8,4 тыс. человек. По нашим наблюдениям в Новоуральском городском округе в репродуктивном возрасте находится уже третье поколение жителей, имеющих низкий уровень здоровья.

Ефимова Галина Александровна, педагог-психолог ТОПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская СКОШ", Сухой Лог

Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование закреплено в Конституции нашей страны, в новом законе РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (как и в законе РФ "Об образовании" 1992 г.), а также в международных договорах Российской Федерации. В частности, гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от их состояния здоровья. Возможны две формы организации обучения рассматриваемой категории обучающихся: обучение в специализированных организациях и инклюзивное обучение.

Савченко Татьяна Викторовна, педагог-психолог, ГКОУ СО "Михайловская СКОШИ", Михайловск

На практике остро стоит вопрос о технологиях анализа итогов усвоения ребенком образовательной и индивидуальной программ. Анализ продвижения ребенка позволит своевременно скорректировать выбранные методы и приемы, целенаправленно и качественно осуществлять коррекционно-образовательный процесс в школе-интернате.


Митюнин Максим Анатольевич, педагог-психолог, Березовская СКОШИ, п. Монетный

В данный момент можно выделить следующие проблемные моменты:

  • дифференцированность оценивания;
  • информативность оценивания;
  • объективность оценивания эффективности процесса.

Сычева Юлия Юрьевна, педагог-психолог, Сульженко Елена Сергеевна, социальный педагог, ТО ПМПК при ГКОУ "Каменск-Уральская СКОШ №24", Каменск-Уральский

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Таким образом, актуальность избранного направления сопровождения первоклассников специалистами ПМПК обусловлена социальными потребностями школы и общества. Данная программа является комплексной и предполагает работу двух специалистов: социального педагога и педагога-психолога.

Качурина Ольга Ивановна, педагог-психолог, первая квалификационная категория,  МБОУ "СОШ №58 с углубленным изучением отдельных предметов", Новоуральск 

В настоящее время, практически каждая семья, имеющая детей испытывает ту или иную степень неблагополучия: в одних семьях – это проблемы, связанные со здоровьем детей или кого – либо из членов семьи. В других – нарушенное взаимопонимание между супругами. В третьих – экономическая нестабильность семьи; в четвертых – родительская и педагогическая некомпетентность; в пятых – нарушение юридического статуса.

Рычкова Ирина Валерьевна, педагог-психолог "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск

В повседневной практике учителя часто сталкиваются с гиперактивными детьми. Первой из проблем, встающих перед педагогом, становится первичная диагностика, определение круга гиперактивных детей. Также важным фактором успеха в обучение таких детей является работа с родителями, которым нужно принять особенности своего ребенка и выработать стратегию поведения.

Судакова Ольга Викторовна, руководитель ТО ПМПК, Попова Светлана Германовна, учитель-дефектолог ТО ПМПК, ТО ПМПК при ГКОУ "Каменск-Уральская СКОШ №24", Каменск-Уральский

Сопровождение родителей и семьи ребенка с особыми потребностями - это особенная проблема. Без родителей учебного процесса не происходит. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка.

Многие родители впервые узнают о проблемах ребенка после проведения комплексной диагностики в психолого-медико-педагогической комиссии. Тактика специалистов психолого-медико-педагогической комиссии зависит от того, на какой стадии переживания случившегося находится родитель. Задача руководителя комиссии – довести до родителей в доступной для их понимания форме заключение и рекомендации специалистов, помочь в выборе образовательного учреждения, провести комплексное консультирование родителей, ответить на все интересующие вопросы для лучшего понимания и решения проблем ребенка.

Давыдова Татьяна Артуровна, педагог-психолог высшей кв. категории, ТО ПМПК, Новоуральск

Программа по интеграции в общество выпускников коррекционной школы "Трудовая деятельность – основа социальной интеграции" разработана автором и реализуется в школе №50 с 2009 года и предполагает комплекс профреабилитационных мероприятий: психологических, педагогических, социальных.