Анализ физического состояния здоровья первоклассников "Новоуральская СКОШ № 59" за последние 3 года

Ставрова Галина Александровна, врач-педиатр "Новоуральская СКОШ № 59"

Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия.  Всемирная организация здравоохранения.

В настоящее время отмечена тесная взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в учебе. При этом на одно из первых мест среди нарушений здоровья выходят различные функциональные расстройства, являющиеся предболезненными состояниями, которые, однако, при несвоевременном выявлении и отсутствии профилактических и оздоровительных мероприятий постепенно переходят в хронические заболевания, прогрессируют и приводят к различным осложнениям.

Одним из основных признаков здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическими и психоэмоциональными нагрузками. Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. В этот период ребенок особо нуждается в наблюдении и поддержке всеми участниками образовательного процесса.


При определение готовности ребенка к школе учитывают психологическую и физиологическую готовность. Физиологический компонент подразумевает, общее физическое развитие в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, окружность груди, состояние моторики, зрения, слуха, общее состояние здоровья.

Оценка состояния здоровья происходит по следующим основаниям:

  • уровень физического и нервно-психического развития;
  • показатели функционирования основных систем организма (группы здоровья);
  • уровень противодействия организма неблагоприятным факторам (в частности - частота и тяжесть острых инфекционных и простудных заболеваний).


Не секрет, что успеваемость напрямую зависит от физического здоровья. Ослабленные дети тяжелее переносят нагрузки в школе, быстрее устают и, в связи с этим, им сложнее воспринимать учебный материал. Не редко после начала учебных занятий даже у вполне здоровых детей появляются проблемы, такие как ухудшение осанки, ослабление зрения, быстрая утомляемость. Они вызваны необходимостью длительное время находится в статичной позе во время занятий, носить тяжелый портфель, напрягать зрение, слух, а также рядом других причин. Физические и психологические нагрузки в процессе обучения могут привести к срыву иммунной системы организма, что проявляется в учащении простудных заболеваний, или обострении хронической патологии.



Для улучшения адаптационных возможностей учащихся, совместно с педагогами по физическому воспитанию, ежегодно в начале и конце учебного года проводится мониторинг физического здоровья учащихся. На основании данных мониторинга, заключений в медицинских картах ребенка (Форма 026/у-2000), осмотра врача-педиатра школы, заполняется "Паспорт здоровья" на каждого обучающегося с рекомендациями по медицинскому сопровождению, формируются группы для занятий физкультурой, заполняются листки здоровья в классных журналах и журналах групп продленного дня, дается заключение для занятий в кружках и секциях.


Проведем анализ физического здоровья первоклассников за последние 3 года.


В" А" классах обучаются дети имеющие грубую речевую патологию, в "Б" классах - дети имеющие задержку психического развития.

Группы здоровья

 

Группы

 здоровья

 

 

патология речи

 

задержка психического развития

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2011-2012

2012-2013

2013-2014

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

I

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

II

4

33,3

6

50

1

8,4

5

41,6

2

16,7

4

36,4

III

6

50

6

50

8

66,6

6

50

8

66,6

7

63,6

IY

2

16,6

-

-

3

25

1

8,3

2

16,7

-

-

Y

-

-

-

-

-

-

1

8,3

-

-

-

-

Более 60% обучающихся первоклассников поступают в коррекционную школу уже имея хроническую патологию, примерно у 10 % первоклассников статус "ребенок-инвалид". 100% обучающихся имеют функциональные и хронические отклонения состояния здоровья, а в большинстве случаев отмечается сочетанная патология. Анализируя группы здоровья первоклассников за последние 3 года, прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, что ухудшает адаптационные возможности в период начала обучения в школе.
Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем защитных сил, устойчивостью по отношению к неблагоприятным внешним факторам. Одним из факторов роста заболеваемости среди детей и подростков – результат их физической детренированности, ограничения двигательной активности. А развивающийся детский организм особенно нуждается в мышечной деятельности, в необходимой по объёму и интенсивности, соответствующей состоянию здоровья, физической нагрузке. Для обеспечения полноценного количественного и качественного двигательного режима, соответствующего состоянию здоровья детей, формируются группы для занятий физической культурой.

Группы физкультуры

Группы

физкультуры

 

патология речи

 

задержка психического развития

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2011-2012

2012-2013

2013-2014

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Основная

5

41,7

7

58,3

2

16,6

6

50

3

25

8

72,7

Подготовительная

5

41,7

5

41,7

5

41,7

4

33.4

5

41,7

3

27,3

Спец А

2

16,6

-

-

5

41,7

1

8,3

2

16,7

-

-

Спец Б

-

-

-

-

-

-

1

8,3

2

16,7

-

-

Медицинскими работниками постоянно проводится контроль за эффективностью поведения уроков физического воспитания в течение учебного года. За последние 3 года отмечается тенденция к увеличению числа обучающихся в специальных группах физкультуры. На учащихся занимающихся в специальных медицинских группах физкультуры, врачом-педиатром ведется индивидуальная карта.


Физическое развитие

 

патология речи

 

задержка психического развития

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2011-2012

2012-2013

2013-2014

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Норма

10

83,3

8

66,7

8

66,6

9

75

8

66,7

7

63,6

Избыток массы

 

 

3

25

2

16,7

1

8,3

1

8,3

2

18,2

Дефицит веса

2

16,7

1

8,3

2

16,7

2

16,7

3

25

2

18,2

Анализируя таблицу, прослеживаем тенденцию к увеличению количества обучающихся первоклассников, имеющих отклонения в физическом развитии.

Заболеваемость по нозологическим единицам

 

 

патология речи

 

задержка психического развития

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2011-2012

2012-2013

2013-2014

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Патология речи

12

100

12

100

12

100

11

91,7

8

66,7

10

91

Патология психического развития

2

16,6

5

47,1

2

16,6

12

100

12

100

11

100

Патология нервной системы

8

66,7

11

91,7

10

83,3

10

83,3

9

75

3

27,3

Патология сердечно-сосудистой системы

8

66,7

6

50

10

83,3

8

(1инв)

66,7

4

(1инв)

33,3

3

27,3

ЛОР патология

в т.ч.

тугоухость

3

 

 

2(инв)

25

 

 

66,7

1

 

 

-

8,3

 

 

-

7

 

 

3(инв)

58,3

 

 

42,5

2

 

 

-

16,7

 

 

-

3

 

 

1(инв)

25

 

 

33,3

3

 

 

1

27,3

 

 

9,1

Патология зрения

4

33,3

5

41,7

3

25

4

33,3

7

58,3

6

54,5

Патология опорно-двигательного аппарата в т.ч.

сколиоз

нарушение осанки

плоскостопие

8

 

 

 

 

1

6

 

4

66,7

 

 

 

 

12,5

75

 

50

8

 

 

 

 

-

8

 

6

66,7

 

 

 

 

-

100

 

75

10

 

 

 

 

-

10

 

10

83,3

 

 

 

 

-

100

 

100

10

 

 

 

 

-

5

 

3

83,3

 

 

 

 

-

50

 

30

6

 

 

 

 

-

5

 

4

50

 

 

 

 

-

83,3

 

66,7

9

 

 

 

 

-

8

 

7

81,8

 

 

 

 

-

88,9

 

77,8

Патология почек

-

-

1

8,3

1

8,3

-

-

-

-

1

9,1

Патология ЖКТ

1

8,3

2

16,7

-

-

-

-

-

-

-

 

Патология легких

-

-

-

-

1

8,3

-

-

-

-

1

9,1

 

Ведущее место в структуре заболеваемости все года занимает патология речи, отклонения в психическом развитии, заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы и глаз. У 87% обучающихся первоклассников отмечается сочетанная патология (отклонение в стоянии здоровья по нескольким нозологическим единицам).

Количество пропусков дней по болезни в I четверти

 

года

индекс здоровья

Всего кол-во пропущенных дней по болезни

В том числе от общего количества пропусков в начальной школе

острые заболевания

Хронические заболевания

инфекционные заболевания

кол-во

%от кол-ва учащихся начальной школы

кол-во

% от общего кол-ва пропусков в начальной школе

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2011-2012

6

4

67

7,3

58

6,3

2

0,2

7

0,7

2012-2013

8

5,2

32

7,1

32

7,1

-

-

-

-

2013-2014

4

2,7

60

19,4

43

14

17

5,5

-

-

2011-2012

10

6,7

43

4,6

43

4,6

-

-

-

-

2012-2013

8

5,2

38

8,4

38

8,4

-

-

-

-

2013-2014

7

4,6

22

7,1

17

5,5

5

1,6

-

-

Все 3 года отмечается большое количество пропусков занятий в школе по болезни учащихся первых классов.

Анализируя физическое здоровье первоклассников, можно сделать вывод о том , что период адаптации будет сложным и длительным, поэтому для решения этого вопроса необходимо объединить усилия всех специалистов школы. Только совместные усилия учителей, педагогов, врачей, психологов, родителей способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей в обучении.

По медицинским показаниям и согласию родителей, для улучшения физического здоровья учащихся в адаптационный период в течение первой четверти первоклассники получили двухнедельный курс нейрометаболической терапии, фитотерапии (успокоительный сбор). На вторую четверть планируется проведение курсов медицинского массажа №10 и физиотерапевтических процедур №10. В процессе обучения первоклассников создан охранительный режим, где предусмотрены: сокращенные по времени уроки, дневной сон, двигательные паузы, прогулки на свежем воздухе двукратно в течение дня, полноценное, сбалансированное двукратное горячее питание и полдник.

Физическое здоровье ребенка - это тот резерв сил, который во многом определяет успешность первого года обучения и всего школьного марафона.