ФГОС в действии: опыт работы с индивидуальной картой учета динамики развития ребенка, разделом VII "Речевое развитие"

Кадникова Елена Валерьевна, учитель-логопед ПМПК, Голомолзина Елена Анатольевна, учитель-логопед ПМПК, Макарова Ирина Альбертовна, учитель-логопед ПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская СКОШ", Сухой Лог



На основании письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 14.09.2012 г. № 02-01-95/5293 "Об индивидуальной карте учета динамики развития ребенка" индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее Карта) составляется на каждого обучающегося, воспитанника, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Мы представляем свой опыт по заполнению и ведению VII раздела Карты "Речевое развитие".

В структуру раздела нами внесены изменения и дополнения. Добавили пункты: чтение, письмо, звуковой анализ. Исключили пункт "Пространственная ориентировка", так как в разделе VI "Познавательные процессы" отражены особенности пространственного восприятия.


Мы представляем диагностический материал, составленный на основе методик и приемов обследования речевого развития Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, Н.М. Трубниковой. Таблица содержит речевые пробы, инструкции с речевыми заданиями, характер выполнения, варианты заключений. Обследование не требует наглядных средств, большого количества времени, позволяет оценить качественную характеристику речи.


Полученные результаты входной диагностики позволят не только грамотно заполнить раздел "Речевое развитие" Карты, но и спланировать коррекционную работу по устранению речевого недоразвития.
Диагностика речевого развития апробирована на младших школьниках Сухоложской СКОШ.


Данные материалы адресованы учителям-логопедам, другим специалистам школ, учителям начальных классов.

Обследование речевого развития детей младшего школьного возраста

Речевые пробы

Инструкция

Характер выполнения

Заключение

Двигательные функции артикуляционного аппарата

Смотри внимательно и повторяй за мной движения:

  • Губы в улыбке;
  • Язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
  • Язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
  • «маятник» - язык передвигается от одного уголка рта к другому;
  • Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка»

Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; замедленное и напряженное выполнение; выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, содружественные движения с нижней челюстью; невыполнение движений. Отмечается напряжение языка (уходит вглубь рта), вялость языка, подергивания языка, повышенное слюнотечение, язык отклоняется в сторону.

Двигательные функции артикуляционного аппарата нарушены /не нарушены

Мелкая моторика пальцев рук

Выполни задание по показу, удерживая позу, а затем по инструкции:

  • Поза «зайчик» - показать 2-3-й пальцы, остальные собрать в щепоть;
  • Поза «коза» - 1-5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
  • Поза «кольцо» - 1-2-й пальцы сложить в кольцо, остальные выпрямить.

Выполни под счет движения, меняя положения рук:

  • «ладонь» - «кулак» (5-8 раз);
  • «ребро» - «кулак» - «ладонь» (5-8 раз)

Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений, невозможность создания или удержания позы, невыполнение движения.

 

 

 

 

 

 

Синхронное выполнение обеими руками; нарушение темпа выполнения движения, переключение происходит разновременно; нарушение переключения с одного движения на другой (происходит застревание на одном движении или пауза); выполнение в быстром темпе, с нарушением последовательности движений.

Мелкая моторика пальцев рук нарушена

/не нарушена

Звукопроизношение

Повтори за мной слова:

  • Собака – маска – нос;
  • Сено – василек – высь;
  • Замок – коза;
  • Зима – магазин;
  • Цапля – овца – палец;
  • Шуба – кошка – камыш;
  • Жук – ножи;
  • Щука – вещи – лещ;
  • Чайка – очки – ночь;
  • Рыба – корова – топор;
  • Река – варенье – дверь;
  • Лампа – молоко – пол;
  • Лето – колесо – соль.

Безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях; отсутствие звука, замена, искажение

Звукопроизношение нарушено / не нарушено

Фонематический слух и восприятие

Повтори за мной слоги:

  • Ба-па
  • Са-ша
  • Ша-жа-ша
  • Ца-са-ца
  • Ра-ла-ра

Точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; неточное воспроизведение: уподобление одного слога другому, перестановка слогов, пропуск; невозможность воспроизведения пробы

Фонематический слух и восприятие сформированы / сформированы недостаточно/ не сфомированы

Звуко-слоговая структура слова

Повтори за мной слова:

  • Танкист
  • Космонавт
  • Сковорода
  • Аквалангист
  • Термометр

 

 

Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; замедленное послоговое воспроизведение; искажение (пропуски, перестановки звуков, слогов внутри слова)

Звуко-слоговая структура слова нарушена /не нарушена

Навыки звукового анализа

 

Сколько слов в предложении?

  • День был теплый.
  • Около дома росла высокая береза.

Сколько слогов в слове?

  • Дом
  • Карандаш

Определи место звука в слове

  • первый звук в слове КРЫША
  • последний звук в слове СТАКАН
  • третий звук в слове ШКОЛА

Назови звуки по порядку

  • рак
  • банка
  • диктант

 

Самостоятельное выполнение

(в том числе с самокоррекцией); неверный ответ после стимулирующей помощи.

 

Навыки звукового анализа сформированы /не сформированы / сформированы недостаточно

Словарный запас

 

У кошки-котята, а у..

  • козы
  • свиньи
  • коровы

Скажи наоборот

  • чистый
  • высокий
  • старший

Назови одним словом

  • автобус, троллейбус, электричка
  • хоккей, футбол, теннис
  • тракторист, повар, почтальон

Правильный ответ; правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция; неверно образованная форма; невыполнение.

Словарный запас соответствует возрасту/ не соответствует возрасту

Грамматический строй речи

Повтори предложение

  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Я назову слова, а ты составь предложение

  • Мальчик, открывать, дверь
  • Витя, косить, трава, кролики, для
  • Петя, купить, шар, красный, мама

Послушай предложение и добавь пропущенное слово

  • Почки распустились …деревьях.
  • Лена наливает чай…чашки.
  • Щенок спрятался…крыльцом.

Ручка из пластмассы – пластмассовая

  • Сок из вишни
  • Горка изо льда
  • Лист дуба

У собаки - лапа собачья, а

  • У кошки
  • Лисы
  • Льва

Правильный ответ; правильный ответ после стимулирующей помощи, правильный ответ после помощи второго вида (дополнительный вопрос к предложению); неверное согласование, форма образована неверно, пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения; неэффективное использование помощи первого и второго вида; невыполнение

Грамматический строй речи сформирован/ сформирован недостаточно/ не сформирован

Связная речь

Материал подбирается педагогом

Послушай рассказ и приготовься его пересказать

 

Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ

Критерий смысловой целостности и самостоятельности выполнения:рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; использована стимулирующая помощь или помощь в виде вопросов; неточное описание ситуации;  неправильное воспроизведение причинно-следственных связей; нет связующих звеньев; искажение смысла, рассказ не завершен; невыполнение.

Критерий лексико-грамматического оформления: рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; наблюдается стереотипность оформления; поиск слов, неточное словоупотребление; аграмматизмы, неадекватное использование слов; невыполнение.

Связная речь сформирована/ сформирована недостаточно/ не сформирована

Навыки письма

1 класс

 

 

 

 

2,3,4 класс

 

Напиши, пожалуйста,

  • Свое имя
  • Буквы (Б, К, З, Ц, Е, Ч)
  • Слова (мама, стол, ствол)

 

Я буду диктовать, а ты пиши (текст)

 

 

Отмечаются ошибки: дисграфические, орфографические, пунктуационные.

Навыки письма сформированы/ не сформированы/ сформированы недостаточно

Навыки чтения

Материал подбирается педагогом

Прочитай слова

 

Прочитай текст

 

Отмечается скорость чтения; правильность; способ чтения; понимание читаемого.

Навыки чтения сформированы/ не сформированы/ сформированы недостаточно