Формирование универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в рамках сопровождения

Тимофеева Татьяна Леонидовна, учитель-дефектолог ТОПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская СКОШ", Сухой Лог



С введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Практика показывает, что формирование УУД у обучающихся с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР) требуют особого подхода через психолого-педагогическое сопровождение. Для этих детей характерны следующие особенности: у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с ЗПР присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена. В случае необходимости среда и рабочее место ребёнка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием для таких детей мы считаем систематическую специальную психолого-педагогическую поддержку – создание адекватных условий для реализаций особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. В школе разработана программа по формированию универсальных учебных действий, реализуемая на уроках и индивидуальных занятиях со специалистами.


Приоритетными целями таких занятий в технологии деятельностного метода являются: тренировка природных задатков детей с ограниченными возможностями здоровья к выполнению в игровой ситуации всех видов деятельности, тренировка мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сериации, абстрагирования, конкретизации, классификации; развитие внимания, памяти, речи; развитие коммуникативных способностей, инициативности, творческих способностей и навыков самоконтроля. Содержание занятий обеспечивает целостное восприятие ребенком окружающего мира и создает базу для построения содержания начального образования.


Педагогическому сообществу предлагается рабочая программа учителя- дефектолога сопровождения обучающихся 1-2 классов, разработанная и апробированная в Сухоложской СКОШ. Сформированность предпосылок к учебной деятельности предполагает использование специальных методик, используемых для наблюдения за своевременным формированием познавательной сферы и получения обратной связи о ходе и результатах педагогической деятельности. Такие методики предлагаются в программе. Система мониторинга разработана в индивидуальной карте учёта динамики развития ребёнка, информация имеется на сайте нашей школы.


Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию познавательных логических действий

  1. Актуальность программы. Формирование универсальных учебных (в частности, познавательных логических) действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями зависит от сформированности у них общеучебных интеллектуальных умений, т.е. готовности и способности выполнять действия в соответствии с условиями, в которых они осуществляются. Эти умения имеют межпредметный характер, они предопределяют успешность учебной деятельности вне зависимости от её конкретного вида. Общеучебные интеллектуальные умения – это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых различных учебных предметов, но в отличии от предметных умений имеют широкий диапазон применения.
  2. Цель программы: системное воздействие на учебно-познавательную деятельность детей в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; формирование у обучающихся информационно – ориентировочных, операционно – исполнительских, контрольно – коррекционных умений для успешного усвоения учебного материала.
  3. Задачи:
    1.  учить детей ориентироваться в предъявленных учебных заданиях, планировать соответствующие действия и искать способы выполнения задания;
    2. развивать мыслительные операции классификации и обобщения, анализа и синтеза для формирования абстрактно – логического мышления, формирования понятийного аппарата;
    3. развивать различные виды восприятия, памяти, параметры внимания;
    4. формировать умение объективно оценивать свою работу (всё ли выполнено, верно ли выполнено) и при необходимости её корректировать.
  4. Участники: обучающиеся 1,2 классов ССКОШ.
  5. Тематический план занятий.

Тема

Содержание

Колич. заня-тий

Формы работы,

методическое обеспечение

1. Диагностика обучения, информационно – ориентировочных, операционно – исполнительских, контрольных умений

Выявление сформированности восприятия учебного материала, ориентировании в задании, уровня классификации, обобщения, объёма и устойчивости внимания.

 

5

 

 

Обследование по диагностическ. методикам: м. Пьерона – Рузера, «Корректурная проба», м. Гуткиной «Домик», графические упражнения, м. «Рисование по точкам»

Диагностические методики «Идентификация», «Классификация предметов», «Исключение лишнего», 

2. Диагностика и развитие слухового восприятия.

Выявление уровня сформированности слухового восприятия; различение звуков окружающей среды, различение речевых и неречевых звуков, подражание им. Обучение наблюдению, слушанию, чтению.

 

2

 

 

Обследование и обучение по диагностическим методикам. («Заучивание 10 слов», тест Гильбуха на определение фонематического слуха, Упражнения на различение звуков и подражание им, классификация по Ефремову. «Вербальные аналогии», шумовые игрушки, музыкальные инструменты, аудиозаписи

3 . Диагностика и развитие зрительного восприятия

Выявление уровня сформированности зрительного восприятия. Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.

 

4

 

 

Обследование и обучение по диагностическим методикам.

Игры и упражнения на выявления общих и отличительных признаков, на создание целостного образа фигур.

«Наложенные фигуры», «Недорисованные картинки», «Корректурные пробы» «Мозаика»

4. Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза.

 

4

 

 

Обследование предметов, состоящих из 2 - 4 деталей по инструкции педагога и зрительному плану. М. Равена (серии А,В)

Упражнения на анализ и синтез печатных и письменных букв, фигур, предметов. Выделение общих элементов, конструирование букв, фигур по образцу и словесной инструкции.

5 . Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти через определение изменений в предъявленном ряду.

 

4

 

 

Упражнения на нахождение «лишнего» или «исчезнувшего» предмета в ряду (игрушки, картинки, цифры, числа, буквы, слова). М. Рыбакова.

Упражнения «что изменилось?», кубики Кооса, счётные палочки

6. Восприятие формы, величины, цвета

Выделение признаков формы, величины. Сопоставление размеров двух предметов, контрастных  или одинаковых по высоте, длине, ширине, толщине, форме, цвету.

2

 

 

 

Выделение признаков, сравнение изображений, предметам по выделенным признакам,  м. Рыбакова, классификация геометрических фигур

Упражнения на сравнение, выделение общих элементов.

7. Развитие операций классификации и обобщения.

Классификация и обобщение предметов или их изображений

 

4

 

Классификация предметов

Упражнения на сравнение, обобщение, классификацию

8. Развитие элементов логического мышления.

Овладение действиями наглядного моделирования понятийных отношений, действиями классификации разнородного материала

 

4

 

 

Классификация предметов, графическое отображение отношений между понятиями, сравнение по объёму и содержанию. Использование существенных признаков, кубики Кооса, «простые аналогии», «сложные аналогии», «исключение предметов», «Матрицы Равена», игра «Шифровальщики», «Найди отличия»

10. Диагностика сформированности информацион

но – ориентировоч

ных, операционно – исполнитель

ских, контрольных умений. 

Выявление сформированности восприятия учебного материала, ориентировании в задании, уровня классификации, обобщения, объёма и устойчивости внимания

Выявление на данном этапе сформированности знаний, умений, навыков в соответствии с программными требованиями

 

4

 

 

Анализ рабочих и контрольных тетрадей, беседы, тесты.


 

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2013/02/timofeeva