Опыт работы с Картой учёта динамики развития ребёнка, прошедшего обследование на ПМПК

Белоусова Елена Михайловна, педагог-психолог, ГКОУ СО "Красноуфимская СКОШ", Территориальная областная психолого-медико-педагогическая комиссия, Красноуфимск

В соответствии с Приказом министра образования Свердловской области, Карта учёта динамики развития ребёнка, прошедшего обследование на ПМПК, стала обязательным документом в работе с детьми с трудностями в обучении. Однако на практике педагоги образовательных учреждений использовали её в большей мере формально.

Одна из главных причин этого в том, что отсутствуют чёткие инструкции по работе с Картой (не всегда понятно, что именно и каким образом нужно в неё записывать). Кроме того, этот документ является очень объёмным, что влечёт за собой значительные временные затраты по его заполнению. Третья причина – частое отсутствие в образовательном учреждении тех специалистов, которые компетентны в изучении важных сторон личности (эмоционально-волевой, познавательной сфер) – психологов, дефектологов.

На наш взгляд, Карта – это инструмент для педагога, работающего с детьми с трудностями в обучении и развитии, следовательно, по своей сути призвана облегчить труд, а не усложнить его. Ведь вряд ли кто-то будет пользоваться неудобным инструментом, работа с которым заставляет тратить дополнительные временные, моральные, эмоциональные или физические ресурсы (которых у педагогов и так не слишком много).


Поэтому нами было принято решение доработать Карту таким образом, чтобы её использование, с одной стороны, требовало минимальных временных и энергетических затрат и, с другой, обеспечивало получение полной достоверной информации о динамике развития ребёнка.

Для этого нами была организована встреча в рамках проведения очередного заседания "Профессионального клуба для педагогов-психологов образовательных учреждений", в которой приняли участие не только психологи, но и учителя-логопеды и заместители руководителей школ и детских садов. На этой встрече педагоги поделились своим опытом заполнения Карты, обсудили варианты некоторых записей, продумали рациональные способы внесения результатов диагностики и наблюдений. В итоге мы подробнейшим образом заполнили те разделы Карты, работа с которыми вызывала наибольшее количество вопросов и затруднений: заключение ПМПк; индивидуально-психологические особенности и познавательные процессы.

В разделе "Заключение ПМПк" нами предложены возможные формулировки, которыми могут воспользоваться педагоги школьного консилиума.

В разделах "Индивидуально-психологические особенности" и "Познавательные процессы" мы постарались как можно более развёрнуто представить все разделы таблиц: прописали некоторые из предполагаемых для использования специальных методик, а также варианты отражения результатов изучения перечисленных в разделах параметров личности и интеллекта.

В результате Карта получилась довольно объёмной, но более лёгкой и эргономичной в плане её заполнения, так как педагогу (даже если это простой учитель, не очень глубоко знакомый с психологией и дефектологией) не нужно тратить время на поиски специальной литературы, чтобы понять, что именно необходимо отразить в ней, и ломать голову, стараясь грамотно сформулировать свои выводы для записи в Карту. Ему достаточно выбрать доступный метод исследования из представленных и отметить любым удобным значком (или подчеркнуть) один или несколько из предложенных вариантов, наиболее точно характеризующий конкретного ребёнка; причём при недостатке знаний или времени многие особенности можно выявить даже в результате педагогического наблюдения в процессе учебной и внеучебной деятельности, не являясь при этом дипломированным психологом или дефектологом.

Например, в разделе "Индивидуально-личностные особенности" в пункте "Круг общения ребёнка" можно воспользоваться такими методами, как социометрия, беседы, проективные методики, наблюдение (подчеркнуть названия тех, которые использовали), и отразить результаты с помощью формулировок:


Если же заполнение этих разделов выполняет специалист с соответствующим специальным образованием, он может дополнить имеющиеся в Карте методики диагностики и варианты записи результатов по своему усмотрению.

Доработанный документ размещён нами на сайте ТОПМПК и доступен для скачивания педагогам всех образовательных учреждений.

Таким образом, проделанная нами работа позволяет надеяться на то, что Карта в полной мере сможет стать полезным, удобным и незаменимым инструментом психолого-педагогического сопровождения ребёнка.

{gallery}2013/02/belousova{gallery}
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Карта-доработанный вариант.doc)Карта-доработанный вариант.doc203 Кб