Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в классе общеобразовательной школы: проблемы, трудности, пути решения

Ефимова Галина Александровна, педагог-психолог ТОПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская СКОШ", Сухой Лог

Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование закреплено в Конституции нашей страны, в новом законе РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (как и в законе РФ "Об образовании" 1992 г.), а также в международных договорах Российской Федерации. В частности, гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от их состояния здоровья. Возможны две формы организации обучения рассматриваемой категории обучающихся: обучение в специализированных организациях и инклюзивное обучение.

Понятие "инклюзивное образование" (от английского глагола include, переводится, как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе)представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся сограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ):

  • посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;
  • находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
  • имеют индивидуальные, соответствующие их возможностям учебныецели;
  • обеспечиваются необходимой поддержкой.

Результаты мониторинга учета выполнения рекомендаций Территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссией при Сухоложской СКОШ (далее комиссия) по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях позволили вычленить тенденцию увеличения детей с ОВЗ, включенных в общее образование, что имеет разные причины: недостаточное количество детей, позволяющее открыть класс для обучающихся по специальной (коррекционной) программе (в терминологии о Федерального закона № 273-ФЗ такие программы относятся к адаптированным образовательным программам); нежелание родителей обучаться в коррекционном классе и афишировать статус "особого" ребенка и др. 

Сегодня мы наблюдаем мощное размывание границ контингента детей общего и специального образования: практически в каждой из школ, расположенных на 10 территориях, с которыми взаимодействует наша комиссия, есть инклюзированные дети, в основном, имеющие рекомендации комиссии по обучению по программам для детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития. Но можно ли каждую школу,даже если там есть включенные дети, назвать школой инклюзивного образования? 

Данные мониторинга по созданию необходимых условий для обучения детей, прошедших комиссию, свидетельствует, что сам факт появления ребёнка с ОВЗ не является фактом включения его в образовательную среду. Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил, внутренних норм и практик. В школе инклюзивного образования должна быть создана особая пространственная среда, необходимый объем предоставляемых коррекционных услуг. 

Еще одно обязательное условие - наличие в инклюзивном классе специалиста сопровождения - тьютора. Темп усвоения материала у таких детей снижен, они не могут быстро понять условия задания и переключиться с одного задания на другое, поэтому им требуется больше практических заданий и наглядных материалов.

Если проблемы развития и обучения детей с ОВЗ внутри образовательной среды учреждения не решаются, условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ нет, школа начинает переадресовывать проблемы ребенка внешним службам, в частности комиссии. Так, в последнее время возросло количество случаев повторного обращения на комиссию с целью снижения программы обучения (например, ребенок не обучался по рекомендованной программе для детей с задержкой психического развития, трудности в обучении нарастают, через год педагогический коллектив инициирует обследование на комиссии). 

Увеличение общего числа детей с ОВЗ, обратившимися в комиссию, на фоне уменьшения объема предоставляемых коррекционных услуг в общеобразовательных учреждениях позволяет предположить рост "скрытой инклюзии", когда на первичное обследование с целью коррекции образовательного маршрута направляются дети 4,5,6,7,8,9 и даже 10 классов, при этом не редки случаи второгодничества. Для некоторой части детей более целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.


Комиссия является одним из органов, от которого зависит реализация права на образование детьми с ОВЗ. В прошедшем учебном году наша комиссия начала реализацию проекта выездной консультативной группы сопровождения педагогов. По запросу образовательных учреждений проведены групповые и индивидуальные консультации с педагогами и специалистами, осуществляющими сопровождение детей, прошедших комиссию. Практика показала, что педагог, оказавшийся в условиях инклюзивного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ОВЗ, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с ОВЗ и их родителями. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом. Это явление В.И. Лубовский назвал "вынужденной интеграцией".

Указанные тенденции свидетельствуют об острой необходимости проведения подготовки коллективов общеобразовательных учреждений к внедрению инклюзивного образования. В первую очередь – это принятие философии инклюзии; готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям. Фрагментарности инклюзивной практики способствует и недостаточное количествоспециалистов (особо остро ощущается отсутствие учителей-дефектологов, учителей-логопедов в сельских школах). Одним из вариантов частичного решения проблемы может быть придание уже существующим специальным образовательным учреждениям новых функций — оказания консультативной помощи семьям и детям, включенным в общеобразовательные учреждения данной территории, а также специалистам этих учреждений.

Расширение функций специальной школы, ее превращение в центр оказания специализированной помощи детям города, района – один из механизмов налаживания взаимодействия специального и массового образования.Новый закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает применение организации сетевой формы реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ, обеспечивающей возможность их освоения с использованием ресурсов нескольких организаций. Использование сетевой формы осуществляется на основании договора между указанными организациями. Финансирование осуществляется в рамках дополнительного соглашения к госзаданию между учредителеми организацией.


С развитием инклюзивной практики роль и функции комиссии в значительной степени меняются. Один из аспектов деятельности – процесс определения образовательного маршрута и условий включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную среду образовательной организации. Заключение комиссии - это та помощь, которую мы оказываем ребенку, решая задачу выбора образовательного маршрута, оптимального объема включенияв среду обычных сверстников; определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на томили ином "уровне" инклюзии в данном образовательном учреждении.

Новое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082) расширяет полномочия комиссии (что должно способствовать развитию инклюзивного образования) и обязывает давать рекомендации не только по определению образовательной программы, которую ребенок может освоить, но и по определению формы получения образования, методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2013/02/efimova