Роль игровых технологий в психологическом сопровождении детей с ОВЗ

Иванова Инна Дмитриевна, педагог-психолог, МБОУ НОШ №34, Нижний Тагил

Известно, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в понимании смысла человеческих отношений. В основе трудностей лежат особенности общения детей с взрослыми и между собой, они имеют недостаточное представление о явлениях социальной жизни и о своем месте в ней. Поэтому социальное развитие ребенка – это основная задача в работе учителя и педагога-психолога. Давно признано, что игра занимает значительное место в жизни ребенка. Еще в XVIII веке Жан-Жак Руссо очень верно подметил: для того чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественным средством общения является язык, для ребенка естественное средство общения — это игровая деятельность.

Для ребенка игра - серьезное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. В относительно безопасной ситуации игры, в состоянии раскованности ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. Помимо этого, игра предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать то, что он переживает. Игра для ребенка — это также одна из форм психологической самопомощи, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы, апробироваться разнообразные варианты взаимодействия с окружающими, способ проявить себя.

Особенно эффективны игровые технологии в дошкольном и младшем школьном возрасте, но практика показывает, что и в подростковом возрасте и в более поздних возрастных периодах, игра может с успехом решать ряд очень важных проблем и являться необходимым инструментом в деятельности психолога. Важно лишь учитывать ряд факторов: возраст участников; социальную среду, в которой они находятся; индивидуальные особенности.

Также необходимо:

  • четко представлять себе цели и задачи;
  • тщательно продумывать сценарий и иметь "в запасе" какие-либо дополнительные задания или упражнения, которые в случае необходимости вплетаются в канву игровой оболочки или занятия;
  • осуществлять рефлексию упражнений, занятия, игры.

Особое место в игровых технологиях я уделяю психологической игре. Ее проведение требует больших временных и психоэмоциональных затрат от психолога, но это с лихвой компенсируется эмоциональной отдачей, полученными наблюдениями и новым опытом взаимодействия с детьми. Каждая игра проходит по-разному и требует от ведущего немалой доли артистизма, профессионализма и вдохновения.

Вероятно, большие психологические игры можно разделить по типу игровой оболочки, сюжетной канвы на следующие типы:

  • игры-преодоления (спасения вымышленных или реальных персонажей, варианты инициации и др.);
  • сюжетно-ролевые (игры-отреагирования, примеривание различных социальных ролей);
  • игры-проживания (создание микросреды, построение микросоциума); игры-путешествия.

В нашей стране основоположник данного направления – Битянова М.Р. В своей деятельности использую её сценарии игр "Заколдованное сердце", "Заколдованная поляна" и др., есть и собственные разработки – "Строим город", "Параллельная Вселенная", "Племя". Выбор игровой оболочки зависит от поставленной цели. В этих играх ребята побывают в роли творцов, героев, путешественников, почувствуют себя частью племени.

Разработка и проведение больших психологических игр занимает важное место в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

"Большие игры" - это то, что наиболее запоминается детям и педагогам, и, судя по их отзывам, оказывает огромное воздействие.