Сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях психолого-медико-педагогической комиссии

Судакова Ольга Викторовна, руководитель ТО ПМПК, Попова Светлана Германовна, учитель-дефектолог ТО ПМПК, ТО ПМПК при ГКОУ "Каменск-Уральская СКОШ №24", Каменск-Уральский

Сопровождение родителей и семьи ребенка с особыми потребностями - это особенная проблема. Без родителей учебного процесса не происходит. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка.

Многие родители впервые узнают о проблемах ребенка после проведения комплексной диагностики в психолого-медико-педагогической комиссии. Тактика специалистов психолого-медико-педагогической комиссии зависит от того, на какой стадии переживания случившегося находится родитель. Задача руководителя комиссии – довести до родителей в доступной для их понимания форме заключение и рекомендации специалистов, помочь в выборе образовательного учреждения, провести комплексное консультирование родителей, ответить на все интересующие вопросы для лучшего понимания и решения проблем ребенка.

По запросу родителей (законных представителей) специалистом (командой специалистов) ПМПК разрабатывается индивидуально-ориентированная программа сопровождения ребенка, которая включает в себя следующие направления взаимодействия с родителями:

  1. Непосредственная работа с конкретной семьей – повторное консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, посещение родителями коррекционных занятий специалистов ПМПК с целью овладения приемами работы с ребенком, ознакомление родителей с результатами поурочного мониторинга, совместное отслеживание динамики развития ребенка; организация семинаров или специального курса для родителей по той или иной тематике; показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла; собеседование с родителями об их отношении к услугам ПМПК и дальнейших ожиданиях.
  2. Опосредованная работа с конкретной семьей - рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; представление родителям для ознакомления результатов коррекционной работы, выдача родителям на дом специальных игр, учебных пособий, буклетов, памяток, текстов, выученных на занятиях, перечня упражнений; перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми; оформление информационных стендов в комнате, в которой родители ожидают детей; просвещение родителей через публикации статей в местной газете, участие в телевизионных программах.
  3. Групповая работа с семьями – проведение тренингов, семинаров-практикумов для родителей, объединение родителей в группы взаимопомощи с целью поддержки и преодоления чувства одиночества. Помогая друг другу, родители не замыкаются на своем горе и, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы.

Основная задача специалистов комиссии – довести до понимания родителей, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья - она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть.

Список литературы

  1. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ). Электронный ресурс. Режим доступа: consultant/online/base
  2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  3. Ялпаева Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями.– М: Просвещение, 2002.- 480 с.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2013/02/sudakova_popova