Деятельность учителя начальных классов по формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся с задержкой психического развития

Воронина Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Сухоложская специальная коррекционная общеобразовательная школа", Сухой Лог

С введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования меняются задачи, стоящие перед образовательными учреждениями: интеграция, инклюзия, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание с жизненным личным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться.

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Кроме того, программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения обучающихся.

В новых условиях учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода. Это значит, что универсальные учебные действия могут быть сформированы только в процессе разнообразной учебной деятельности. Одной из задач учителя становится создание условий для организации такой деятельности.

Следующее направление деятельности учителя - введение новых форм организации образовательного процесса, применение в урочной и внеурочной деятельности технологий модульного, коллективного взаимодействия, адаптивного, программированного и компьютерного, а также проектного обучения.

Данные педагогические технологии помогают сформировать следующие универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные.

Для их формирования и развития разрабатываются современные уроки. При этом на учебных занятиях эффективно сочетаются инновационный и традиционный опыт педагога.

Большое внимание на уроках уделяется обучению детей работе с различными источниками информации. Без этих знаний невозможно представить жизнь современного школьника. Это направление реализуется в тесном взаимодействии с работниками школьной и районной детской библиотек.

Особое значение для формирования универсальных учебных действий отводится внеурочной учебной деятельности обучающихся, цель которых – формирование метапредметных и личностных универсальных учебных действий и развитие их познавательных и творческих способностей.

Стоит обратить особое внимание на то, что речь идет о формировании универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития, которые имеют в своем развитии некоторые психофизические особенности.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью внедрения ФГОС НОО и особенностями его реализации с обучающимися с минимальной мозговой дисфункцией.

Считаю, что необходимо учитывать этот фактор при реализации федерального государственного образовательного начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и приспосабливать его для реализации с данной категорией детей.

ФГОС должен стать инструментом реализации конституционных прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования .М., 1956г.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты 2 поколения под. ред. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. М., Просвещение, 2011г.
  3. Модернизация специального (коррекционного) образования в условиях введения ФГОС общего образования: материалы всероссийской научно – практической конференции, 28 марта 2012г. Екатеринбург, ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования", 2012г.