Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Лопатникова Ольга Владимировна, учитель, ГКОУ СО “Богдановичская СКОШИ”, Богданович

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в конкурентном мире. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

 

Коммуникативные действия имеют большое значение в поведении человека. Они позволяют не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом. Отсутствие элементарных навыков общения у обучающихся с нарушениями интеллекта приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для фундаментального развития личности человека и овладения коммуникативными действиями. Основным содержанием коммуникативной деятельности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми.

Игровая деятельность, в том числе и театрализация (как разновидность) является ведущей у младших школьников с особыми образовательными потребностями, а значит, оказывает влияние на развитие детей, а также в силу своей специфики обладает потенциальными возможностям для формирования у них предпосылок коммуникативных УУД.

В игре ситуация общения с партнером упрощается, так как социальный опыт отражается в художественных образах: заданный сюжет определяет состав участников, слова, которые они произносят, последовательность изображаемых ситуаций. Это облегчает детям задачу взаимодействия: имеется готовое содержание, установлены взаимоотношения участников, определены их действия, диалоги. Вместе с тем умение согласовывать замысел, распределять роли и действовать в соответствии с ними, вступать в ролевые взаимоотношения с партнерами, учитывая их желания, интересы являются предпосылками для формирования умений социально-коммуникативной компетентности.

Также игра и театрализованная деятельность способствуют освоению речевых средств взаимодействия. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Вместе с тем ребенок должен суметь передать характер изображаемого персонажа, его действия в определенных условиях, что возможно только с помощью овладения средствами образной выразительности (интонации, мимики, жеста, позы и т.п.).

Развертывание игровых действий вызывает у многих детей существенные затруднения, что свидетельствует о бедности эмоционально эстетического опыта, о несовершенных способах его выражения. Для обогащения этого опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием; слушание музыкальных произведений, пантомимика, музыкально-ритмическая деятельность и т.

Игра и театрализованная деятельность будут эффективны при формировании коммуникативных универсальных учебных действий при грамотной их организации педагогом – носителем социально-коммуникативной культуры.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2013/03/lopatnikova