Формирование общеинтеллектуальных умений у детей с нарушением интеллекта в процессе профессионально-трудового обучения

Болотова Яна Юрьевна, учитель, ГКОУ СО "Верхнесинячихинская СКОШИ", Верхняя Синячиха



Формирование общеинтеллектуальных умений у детей с нарушением интеллекта – одна из основных проблем профессионально-трудового обучения. Актуальность формирования общих интеллектуальных умений, к которым П.Я.Гальперин относит ориентировку в задании, планирование деятельности и ее самоконтроль, обусловлена поиском путей и средств, обеспечивающих более эффективное использование педагогического потенциала уроков. Условия, когда учитель специально организует деятельность детей, ставит их перед необходимостью производить операции сравнения, анализа образца, установления порядка выполнения отдельных операций при изготовлении изделия, способствуют становлению и развитию у них самостоятельности в процессе трудовой деятельности.

Обучение можно разделить на несколько этапов: ориентировочный, предварительного планирования, этап выполнения работы по плану, контрольно-оценочный этап своей деятельности.


Ориентировочный этап – этап обучения умению анализировать объект труда. Умение ориентироваться в задании в значительной мере способствует успешному самостоятельному выполнению задания. Ориентировка в задании предполагает анализ образца, натурального предмета, рисунка и условий, необходимых для его изготовления. В результате у учащихся должен сложиться четкий образ изготовляемого изделия.


В связи с тем, что учащиеся затрудняются анализировать изделие (операцию), имеют малый словарный запас, не владеют свободной связной речью, невнимательны и быстро отвлекаются, учитель на протяжении нескольких уроков сам осуществляет разбор, затем ученицы по вопросам повторяют анализ. В процессе анализа изделия нужно придерживаться определенной последовательности: определить объект и его назначение; перечислить основные детали изделия и определить их количество; рассмотреть пространственное расположение деталей; определить величины, формы, цвет, материал и способ соединения деталей. Этот порядок должен соблюдаться в процессе всего периода обучения ориентированию в задании.


Чтобы учащиеся могли самостоятельно выполнять задания, необходимо научить их планировать свою работу. Это предполагает усвоение школьниками последовательности изготовления изделий, способа выполнения той или иной операции, определение инструментов и приспособлений, необходимых при ее выполнении. Работа по плану – это признак осмысленного и самостоятельного выполнения задания.


Обучение школьников планированию следует проводить в такой последовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана работы. Вначале учитель объясняет выполнение каждой операции отдельно со словесной инструкцией. После выполнения с помощью учителя указанной операции учащимся предлагается назвать следующую операцию («Что будете делать дальше?»), обучая их таким образом не только правильно формулировать отдельные пункты плана, но и действовать в соответствии с запланированным.


Для обучения учащихся планированию необходимы такие наглядные средства, как технологические (предметно-операционные) и графические карты на изготовление изделий.


Предварительное планирование работы с опорой на образец и удержание плана в памяти является обязательным в трудовом обучении.


Большая часть времени уроков трудового обучения отводится на выполнение задания. На начальных этапах учащиеся выполняют операции по инструкции учителя, с показом приемов работы. В дальнейшем учитель постепенно сокращает помощь и подводит учащихся к более самостоятельной работе. Он следит за тем, чтобы при выполнении задания ученицы придерживались составленного плана и правильно выполняли требования и правила техники безопасности. В процессе работы учитель регулирует и направляет деятельность каждой ученицы в соответствии с ее индивидуальными особенностями.


Контрольно-оценочный этап – этап обучения школьников осуществлению самоконтроля и самооценивания. Для того, чтобы избежать ошибок на отдельных этапах выполнения работы, ученики должны научится периодически сравнивать свое неоконченное изделие с тем, что должно получится, т.е с образцом изделия. Большую помощь в осуществлении текущего самоконтроля оказывают предметно-операционные планы. Ученикам легче сравнивать свою неоконченную работу с соответствующим полуфабрикатом и удостовериться в правильности своих действий. Оценка качества готовых изделий является этапом обучения учениц умению осуществлять заключительный самоконтроль. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Предлагая ученикам сравнивать с ним изделие, учитель помогает им критически рассмотреть результаты своего труда и дать ему оценку. Постепенно ученики приобретают умение самостоятельно осуществлять текущий и заключительный самоконтроль.


Подведя итог, можно сделать определенные выводы:

  1. для овладения умением планировать предстоящую работу учащийся в первую очередь должен овладеть умением полно и правильно анализировать объект труда;
  2. умение анализировать объект труда будет сформирован, если учащийся усвоит последовательность анализа, зафиксированную в плане-алгоритме. Этот план должен быть выделен учеником под руководством учителя при обследовании одного из объек¬тов, а затем закреплен в качестве общего способа анализа любого объекта;
  3. формирование умения планировать свою работу, осуществляющееся на основе полноценного представления обо всем изделии и каждой его части, должно продолжительное время осуществляться по зрительным опорам (технологические и другие карты), и только затем чисто в речевом, умственном плане;
  4. план-алгоритм, технологические карты при этом выполняют на первых порах обучения важные функции материализации тех действий, которые затем школьники выполняют полностью скрыто, в умственном плане.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (общеинтеллектуальные умения.ppt)общеинтеллектуальные умения.ppt15789 Кб