Формирование универсальных учебных действий обучающихся ФГОС в действии

Ладейщикова Галина Леонидовна, учитель математики, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Дети часто спрашивают, зачем им нужна математика. Примитивный ответ педагога, что нужна она, например, в магазине, чтобы подсчитать правильность цифр в чеке, заставляет детей считать, что кроме простейших математических действий остальные им просто не нужны. Так исчезает та положительная мотивация, которая необходима для развития интересы к предмету.

Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей обучающихся является чрезвычайно важным процессом в образовании.

Именно процесс обучения математики формирует необходимые качества образованного человека: умение думать, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои мысли и решения.

Слово "математика" в переводе с греческого означает "знания", "наука". Но большинство людей относится к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой можно обойтись.

Математика – метод и язык познания. Математике нужно научить каждого обучающегося, различие может быть только в объеме изучаемого материала.

В обучении математике главная цель – развивать математический стиль мышления, заинтересованность математической деятельностью, способствовать развитию навыков к "открытию" математических неочевидных истин.

Необходимо широкое применение, использование разноуровневых дидактических материалов. Задачи нужны нестандартные – перед учащимися ставится цель – отыскать красивое, оригинальное решение.

Такая работа развивает творческие способности. Решение задач различными способами помогает воспитывать интерес к предмету – математика уже не кажется сухой и скучной наукой, здесь нужны выдумка, полет фантазии, творческие способности.

Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, является крайне необходимым. Важно обеспечить такой ход обучения, который поддерживал бы эффективную и плодотворную учебную деятельность.

Важную роль играет содержание учебного материала. Содержание должно быть доступно, должно исходить из имеющихся у обучающихся знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание не требует работы по осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет способствовать постоянному развитию психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать ярких эмоций (положительных и отрицательных) и не будет способствовать развитию новых потребностей. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания, показывать знакомые объекты с новой стороны.

Умная организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации. От того, какова структура учебной деятельности, во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Итоговым этапом в процессе изучения темы должен быть мотивационный этап. Дети учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивают ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными учебными задачами. Работу по подведению итогов изучения пройденного необходимо провести так, чтобы дать радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Это приводит к возникновению потребности в творчестве и познании.

Необходимо изучение индивидуальных особенностей обучающихся с целью проведения дифференцированного подхода к их обучению и контроля усвоения программы. Применение разноуровневых заданий (тесты) для промежуточного и итогового контроля знаний учащихся, использование индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий по применению алгоритмических действий в учебной деятельности способствуют развитию мыслительных процессов, формированию мотивации и интереса к предмету. Индивидуальная помощь оказывается обучающимся, испытывающим особые трудности в обучении.

Использование различных видов практической деятельности, действия с реальными предметами, счетным материалом, использование условно-графических схем дают возможности для широкой подготовки к решению разного типа задач: формирование пространственных представлений, навыков сравнительного анализа. Достичь эффективности позволяет разбиение работы на этапы. Такая работа начинается с мотивации и тематического повторения. Необходимо привести обучающихся к успеху, чтобы каждый максимально реализовал свои возможности. Если шаг за шагом ребенок успешно добивается успеха, ощущает его, это способствует овладению базовым уровнем знаний, формирует интерес к учебе, развивает математические способности, раскрывает творческий потенциал.

Индивидуальные возможности каждого ребенка необходимо учитывать. Необходимо знать, насколько умственные способности учащихся позволяют заниматься предметом. Не очень способный к математике ученик – одна база заданий, тем, кто сильнее – другая, вплоть до индивидуальных заданий. Давая задания, необходимо убедиться, что обучающиеся действительно могут продвинуться дальше: от простого к сложному. Такой подход позволяет выстраивать индивидуальный маршрут обучающегося, позволяет достичь обязательного уровня обучения каждого.

Создание условий для обучения в практике обучения математике по геометрии в 7 классах по теме "Начальные геометрические сведения".

Развитие познавательной мотивации в процессе обучения будем осуществлять качественно, если применять активные формы организации урока реализовать познавательную активность, создать благоприятный эмоционально-психологический климат на уроках.


7 класс. Геометрия.
Тема: Начальные геометрические сведения.
На тему отведено 9 уроков.

Содержание ФГОСа

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая, плоскость. Расстояние. Отрезок. Луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Перпендикулярность прямых. Длина отрезка. Длина ломаной. Величина угла.

Коррекционно-развивающая работа. Развитие зрительного восприятия и узнавания. Развитие зрительной памяти и внимания.

Формирование обобщённых понятий о свойствах фигур.

При изучении курса геометрии решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач. В начале курса геометрии значительную роль играют практические задания.

Применение задач по готовым рисункам, которые могут помочь подвести к новым понятиям, для лучшего осмысления и усвоения материала, для подготовки к самостоятельной или контрольной работе Необходимы образцы возможного оформления решения задач. Предполагается, что при подготовке к уроку обучающийся должен найти ответы на вопросы к изучаемой теме в пунктах учебника, что формирует умение самостоятельно работать с учебником. Применение опорного конспекта – позволяет систематизировать общие сведения, проследить связь между соответствующими элементами, помогает уделить внимание использованию наглядных средств, в частности, целенаправленной работе с рисунками.

Тема "Начальные геометрические сведения" рассматривает простейшие геометрические фигуры. Введение основных понятий опирается на наглядные представления и на тот опыт, который накоплен при изучении математики. В I – VI классах. Необходимые исходные положения на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приведены в описательной форме. Показано практические приложения геометрического материала: "Провешивание прямой на плоскости", "Единицы измерения. Измерительные инструменты", "Измерение углов на местности". При решении задач следует, прежде всего, опираться на наглядные представления.

Полезно провести беседу о возникновении и развитии геометрии, важно подчеркнуть, что геометрия возникла ТВ результате практической деятельности людей.

Обучающиеся должны: распознать на чертежах, рисунках и моделях основные фигуры; овладеть практическими геометрическими навыками; изображать геометрические фигуры схематически; выполнять чертежи по условию задачи; научиться решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки; решать несложные задачи на вычисление с использованием изученных свойств; проводить аргументацию в процессе решения задач.

В течении всего времени изучения темы работа учителя и обучающихся нацелена на достижение всеми обязательных результатов обучения. При этом используются различные виды уроков и различные формы работы. Накануне последнего урока по теме целесообразно провести обобщающие уроки. Такие уроки позволяют в полной мере раскрыться обучающимся. За короткое время, меняя формы и приёмы работы, проверить качество знаний, умение применять эти знания в различных заданиях. Именно здесь проявляется структура познавательной деятельности. Познавательная деятельность представляет собой самовыдвижение Активность выше, а в результате и качество запоминания намного выше.

Принцип в том, что на таких уроках не только воспринимают материал от учителя, но и сами активно участвуют в его создании и усвоении путём сочетания мыслительных операций с практическими действиями.

Применение тестовых заданий

Тест позволяет при минимальных затратах времени проверить усвоение значительного по объему учебного материала, выявить возможные пробелы в знаниях. Одним из важнейших умений, приобретенных в курсе планиметрии, является умение понимать текст задачи, выделять условия и заключение, читать и делать чертежи, сопровождающие условие и решение задачи, а при чтении чертежа выделять основные элементы, необходимые на данном этапе решения.

Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы диагностико-контролирующей работы, которые позволяют учитывать уровни обучаемости и обученности каждого. Традиционные формы контроля, такие как устный опрос и письменные самостоятельные работы, требуют значительных временных затрат. Диагностика уровня усвоения знаний позволяет выбирать формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. Для реализации дифференцированности обучения геометрии используются индивидуальные карточки, работа по которым выполняет развивающую (обучающую) функцию.

Карточка А (для "слабых" обучающихся):

  1. Сформулировать понятие луча либо воспроизвести или прочитать чертеж.
  2. Одношаговая задача на распознавание (увидел-решил).

Применение карточек уместно после самостоятельной или контрольной работы, когда должна происходить коррекция знаний всех уровней геометрической подготовки.

Реализация внутрипонятийных связей преследует цель научить выделять существенные признаки понятия, сформировать умение переформулировать определения понятий через другую совокупность существенных признаков.

Любое понятие можно расчленить на составляющие его компоненты, между которыми устанавливаются определенные связи.

При введении понятия "биссектриса угла" должны выделять существенные признаки:

  • биссектриса угла – это луч,
  • биссектриса угла выходит из его вершины,
  • биссектриса угла делит его пополам.


Обучающиеся сознательно усвоят необходимость каждого признака. Предлагается изобразить на рисунке объекты, обладающие лишь свойствами a и b, только свойствами a и c. Можно сказать, что начертили биссектрису угла?

При этой работе важно варьировать несущественные признаки понятия. Если ограничиваться стандартными чертежами, то достаточно быстро связываются формируемое понятие с фигурами определенного вида и расположения.

Например, к углу относим лишь фигуру, изображенную на рисунке.

Обучающиеся "попали в плен" наглядности, так как на уроках использовались подобные рисунки.

Какой угол больше? 1 или 2?

Ошибка в несформированности понятия стороны угла.

Неотъемлемой частью коррекционной работы является внеклассная работа. Она формирует и развивает личность, формирует потребность в постоянном развитии. Даются задания по истории возникновения геометрии, поиску высказываний древних философов, мыслителей, великих математиков о математике, ее месте в жизни, предлагается выразительная наглядность, материал для проведения минуток занимательной математики "Устный счет" (сравнить отрезки, углы), "Попробуй реши", "Реши задачу". Применение на уроках не затрачивает много времени, позволяет обработать все типы задач и проверить, насколько хорошо усвоена тема.