Компьютерная программа "Состав чисел первого десятка" на занятиях дополнительного образования в специальной (коррекционной школе)

Лютова Ольга Евгеньевна, учитель информатики, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Важнейшая задача современной системы образования: формирование совокупности "универсальных учебных действий", которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Формирование УУД - это системный процесс, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Основой служит деятельностный подход, построенный на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.

Дополнительное образование для детей с ОВЗ призвано увеличить пространство, в котором учащиеся могут развивать свои познавательные интересы, оно носит коррекционную направленность, обеспечивая реализацию единого образовательного пространства в школе.

Цель работы кружка "Обучение с увлечением": создание условий для интеллектуального развития личности ребенка посредством программной компьютерной поддержки, позволяющей удовлетворить потребность в усвоении основных математических понятий; для продолжения математического образования в основной школе; для овладения УУД в процессе усвоения предметного содержания.

Неотъемлемым элементом является работа учащихся начальной школы с компьютерной программой "Состав числа", разработанной лабораторией компьютерных технологий обучения детей Института коррекционной педагогики РАО, г. Москва. В условиях нашей школы она успешно адаптирована через индивидуализацию учебного процесса по содержанию материала; положительную мотивацию обучения за счет комфортных условий работы.

Форма работы - учебная игра: учебная по цели и игровая по - способу осуществления.

Представление учащихся начальной школы о составе чисел первого десятка принадлежит к фундаментальным, так как их сформированность определяет на долгие годы успешность усвоения математических знаний. Так, например, умение ребенка выполнять операции сложения и вычитания с переходом через границу десятка (8+4; 12-7) непосредственно зависит от сформированности представления о составе числа.

Компьютерная программа обеспечивает педагога и учащихся большим набором упражнений по теме "Состав чисел первого десятка". Она состоит из блоков, каждый из которых поддерживает изучение состава чисел от пяти до десяти.

Например, "В гостях у числа 5": Состав числа 5.

Практическая работа: выполнение упражнений с помощью компьютера на деление пяти предметов на две группы, добавление к имеющемуся количеству предметов некоторого заданного, определение количества предметов во второй группе, если известно количество предметов первой группы и общее количество предметов обеих групп, определение неизвестного числа в равенстве вида 5=?+3, определение неизвестного числа в схеме вида

Санитарно-гигиенические требования предписывают ограничение длительности работы за компьютером учащихся начальной школы 15 минутами, в связи с этим каждое занятие - комбинированное с использованием других учебно-наглядных средств: схемы составов чисел, числовой ряд, перфокарты с окошечками, для записи равенств, рисунки с изображением сказочных героев, счетные палочки. В свою очередь схемы являются эффективным средством овладения общим умением решения задач, которое в ФГОС отнесено в раздел "Познавательные универсальные учебные действия".

Единство практической и мыслительной деятельности учащихся на занятиях способствуют прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.

В результате выполнения предложенных заданий учащиеся овладевают базовыми предметными умениями: считать различные предметы в пределах 10, ответить на вопросы: "Сколько?" и "Который по счету?"; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше и одинаково; читать и записывать числа до 10; решать простые примеры с помощью сложения, вычитания; использовать знаки и обозначениями: +,-,=, 0,1, ...10, а также знать состав чисел в пределах 10. Учащиеся приобретают метапредметные умения, такие как способность принимать цели и задачи учебной деятельности, использовать знаково-символических средства для представления информации для решения учебных и практических задач; использовать средства информационно-коммуникационных технологий (приобретают пользовательские навыки при работе с компьютером в соответствии с содержанием конкретного учебного материала) для решения познавательных задач; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; готовностью слушать собеседника и вести диалог. К личностным достижениям учащихся относятся: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, готовность осуществлять совместную информационную деятельность.

Детям с ОВЗ для усвоения учебного материала требуется большее число повторений, и применение данной программы позволяет разнообразить работу с учащимися по теме "Состав чисел первого десятка". Ученики быстрее закрепляют знания о составе чисел, легче применяют эти знания при решении задач (облегчает перенос знаний). Изучение межпредметного курса "Обучение с увлечением" позволяет учащимся с ОВЗ лучше и быстрее усвоить учебный материал по математике.