Конструкт урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Белоусова Юлия Геннадьевна, учитель начальных классов, Ужнева Наталья Николаевна, воспитатель, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Цель: Формирование представления о единства понятия "Милосердие" в  традиционных религиях.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о милосердии.
  2. Развивать интерес к традиционным религиям.
  3. Формировать понимание значимости милосердия для каждого человека.

Планируемые результаты:

  • личностные: проявляют доброжелательность и отзывчивость к людям;
  • предметные: понимание смысла понятий "Милосердие", "Взаимопомощь", "Забота о слабых";
  • метапредметные: умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Используемый учебный материал:

  • Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений/Б.Х.Бражников, О.В.Воскресенский, А.В.Гольцер и другие; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.- М: Просвещение, 2010.
  • Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.- М: Просвещение, 2010.
  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2010.
  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: электронное учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2010.

Педагогический инструментарий:

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа, работа в группах, подготовка к выполнению домашнего задания совместно с родителями.

Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.

УМК "Школа России"

Методы работы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельной работы.

Видео - и аудиоматериалы:

  • презентация, созданная учителем - на уроке;
  • аудиозапись "Дорогою добра";
  • видеоролик студии детской анимации "Да". Азбука человечности. "Милосердие".

Раздаточный материал:

  • кубики к модулям;
  • лучики солнца;
  • лепестки ромашки;
  • пазлы с пословицами.

 

Этапы,

время    

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1.Организационно-мотивационный.

3 мин.

Организовать деятельность учащихся на работу, создать положительный настрой на урок.

Форма: фронтальная.

Средства: наглядные, языковые.

Результат: готовность к работе.

Принцип: психологической готовности, комфортности.

 

Организует детей на работу. Приветствие.

Создание положительного эмоционального настроя (звучит фонограмма песни «Дорогою добра»).

- Добрый день! Сегодня я шла в класс с отличным настроением, потому, что светило солнышко и согревало меня своими лучами. Хочу поделиться с вами своим настроением!

 ( раздает лучики каждому ребенку). Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Положите  лучики рядом на парту и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости, удачи.

 

Включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на урок.

 (УУД комм., предм.)

2.Создание проблемной ситуации,

актуализация знаний.

10 мин.

Формы: фронтальная.

Средства: наглядно-языковые.

Результат: формулировка проблемы.

Устный прием контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление пройденного.

Средства: языковые, предметные, иллюстрация, электронная презентация.

Подход:

системно-деятельностный. Форма: фронтальная

Результат: знание понятий: милосердие, сострадание, взаимопомощь

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает прослушать историю «Продаются котята»

 (см. в Приложении).

Работа с понятием «Милосердие».

 

 

 

- Как вы думаете, эта история может научить людей? Чему?

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня мы будем говорить на уроке? (вывешивается на доске табличка со словом Милосердие)

 Слайд №

- Что такое милосердие? К кому мы проявляем милосердие? Кому нужна наша забота? Как понимаете, что такое  «взаимопомощь»?

Слайд №

 

- С появлением милосердия, взаимопомощи, сострадания мы встречались в произведениях многих писателей. Вспомните и  назовите произведения и героев, которые проявляли милосердие к другим?

(демонстрация презентации)

- Назовите профессии, которые ты считаешь милосердной? Почему?

(демонстрация презентации)

 

 

 

 

 

Осознают поставленную проблему, составляют план, последовательность действий.

(УУД- регул., комм.)

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

(УУД - комм., позн., регул.)

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Обсуждение и объяснение.

 

 

 

Физ.пауза

2 мин.

Задача: переключение внимания.

Форма: фронтальная.

Метод: словестно-наглядный.

Результат: переключение внимания, смена видов деятельности.

 

Разминка.

 

 

4.Открытие новых знаний.

10 мин.

Решение основополагающего вопроса.

Средства: языковые, предметные, иллюстрация, электронная презентация.

Подход:

системно-деятельностный. Форма: работа в группах, работа с учебником.

Результат: решение учебной проблемы.

 

Предлагает работу по группам для нахождения информации в учебнике о понятии

 « Милосердие» в Иудаизме, Исламе, Христианстве, Буддизме.

-В традиционных религиях говориться о том, что настоящий человек в современном обществе должен быть милосердным.  

- А теперь предлагаю обратиться к учебнику и найти, как традиционные  религии учат человека быть милосердным, сострадать и помогать людям.

 

- Посмотрим, какие милосердные дела в разных мировых религиях вы нашли и написали на кубиках.

( выступления представителей групп и дополнение другими участниками).

-Давайте сформулируем единое понимание, что такое Милосердие!

- Что у нас получилось? (строительство «домика» из кубиков).

- Правильно, мы построили дом! Мы разные, но милосердные дела и поступки нас объединяют!

- Надо ли ждать вознаграждение за доброе дело? - Почему?

 (Милосердие – бескорыстное

дело).

 

 

 

Формирует единое понятие «Милосердие» в традиционных религиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

(Работа в группах с текстом учебника).

(УУД - комм.,

познав., регул.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Строительство «домика» из кубиков.

 

 

 

Ответы детей.

Анализируют и высказывают свое мнение.

 

 

5.Самостоятельное применение новых знаний.

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

5 мин.

Задача: закрепление пройденного.

Форма:фронтальная, групповая, обмен информацией между группами.

Средства: ИКТ, наглядно-языковые, иллюстративные.

Результат: выполнение задания.

Контроль: устный.

Принцип: включение в деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

-Посмотрите мультфильм «Милосердие» и скажите после просмотра, в какой стране могла произойти эта история.

- Составьте из карточек - пазлов пословицы и поговорки мудрецов разных религиозных взглядов. Объясните смысл данных пословиц и поговорок

(раздает пословицы группам)

«Не суди по силе рук, а суди по силе сердца»(ислам)

«Настоящий воин тот, у кого есть милосердие» (Христианство)

«Сострадание правит миром» (Буддизм)

«Без милосердия невозможно жить в мире» (Иудаизм)

 

 

-Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться за других, готовность делать добро людям, заботиться о близких – играют важнейшую роль в жизни человека любой религии.

 

 

Запишите домашнее задание.

Его вы будете делать по выбору.

(Задания разноуровневые, списываются со слайда)

  1. Нарисовать свои добрые дела.
  2. Найти и записать пословицы о Милосердии разных народов.
  3. Вспомните, какие добрые дела вы уже совершили?Напишите об этом на лепестке ромашки, который я вам выдам.

 

 

 

 

Смотрят, анализируют, высказывают своё мнение

Учащиеся  в группе собирают пословицы и поговорки из пазлов. Каждая группа объясняет значение одной пословицы, своё понимание её. Представитель от группы делится информацией с другими группами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысливают и принимают домашнее задание.

 

 

 

6. Подведение итогов и

рефлексия.

5 мин.

Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме.

Форма: фронтальная.

Результат: делают обобщение.

Прием контроля: устный.

Принцип: деятельностный.

 

 

 

 

- В нашей стране живут люди разных культур и религий и что нас всех объединяет? Правильно, милосердие друг к другу, забота о ближних, сострадание!

- Наш урок подходит к концу.

Что вам понравилось на уроке?

Что вы нового узнали?

 

- Те дети, кому урок понравился, было интересно понятно,  прикрепляют свои лучики к солнышку.

 

Подводят обобщение под руководством учителя.

УУД – комм., личн., регул.


Методические рекомендации к проведению урока по теме "Человек в религиозных традициях мира" модуля "Основы мировых религиозных культур"

Составители: Ужнева Н.Н., Белоусова Ю.Г.

Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур"
Тема «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» урок 27, 4 четверть

Необходимый уровень подготовки учащихся:

  • знают правила работы в группах,
  • умеют работать с источниками информации,
  • умеют добывать информацию из разных источников и распределять эту информацию по классификациям,
  • умеют работать с текстом, выделять ключевые понятия,
  • умеют высказывать предположения, анализировать по вопросам.



Необходимый уровень подготовки учителя:

  • владеет современными технологиями обучения, основанными на системно-деятельностном подходе и личностном ориентировании;
  • знает возрастно-психологические особенности младших школьников;
  • освоил материал образовательной программы на курсах повышения квалификации по «Реализации ФГОС НОО в предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России".


При проведении урока возможны следующие риски:

  • низкая познавательная активность,
  • инфантильность суждений,
  • крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее,
  • склонность к уходу от трудных ситуаций,
  • неспособность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и само регуляции как проявление несформированности основных образований младшего подросткового возраста.

Пути преодоления: мотивированность, создание ситуации успеха, побуждение к выполнению задания, контроль за соблюдением правил работы в группах.

Использование дидактического материала:

  • учебное пособие по ОРКСЭ,
  • раздаточный материал (пазлы),
  •  карточки с основными понятиями,
  • рабочие тетради.


Наглядность: презентация, видеоролик, аудиозапись


В домашней работе предполагается задание базового и повышенного уровня.



На данном уроке предполагаются следующие формы работы:

  • индивидуальная (работа с текстом, ассоциативное построение смысловых образов),
  •  групповая (работа с фотографиями, тестом, обмен информацией, обсуждение в группах),
  • фронтальная (беседа, рассказ учителя).


Техническое оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку, экран, доска.

Предварительная работа педагога:

  • разработка конструкта урока,
  • создание презентации,
  • подбор иллюстраций,
  • создание базы интернет-ресурсов.