Организация проектной деятельности учащихся классов для детей с задержкой психического развития

Четкова Рита Михайловна, учитель, МАОУ "СОШ № 3", Верхняя Пышма

Проектная деятельность учащихся наших классов системно реализуется с 2007 – 2008 учебного года как внеурочная, а с введением ФГОС НОО органично вписалась и в учебный план. На наш взгляд, вовлечение в проектную деятельность именно, так называемых, "слабых" учащихся создает оптимальные условия развития их ключевых компетенций.

Типы проектов Исследовательские и практико-ориентированные
Руководители проектов Учителя
Характер исполнения Индивидуально или в малой группе
Участие родителей Предполагается и поощряется
Предполагаемый публичный результат Защита проекта на уроке и/или на традиционной мини-конференции "Мир вокруг меня"
Сроки выполнения до месяца

Проектная деятельность может основываться на различных принципах и подходах. При вовлечении в деятельность учащихся, имеющих объективные трудности в обучении и развитии, необходимо учитывать не только их возможности, но и особенности мировосприятия.

Учителя - руководители проектов реализуют следующие подходы:

  • ключевой вопрос, тема запускаемого проекта не только обозначены учебной программой, но должны быть связаны с жизненным опытом учащегося;
  • основой проекта является практическая, «выполняемая руками», часть, реализуемая либо в форме эксперимента, либо в форме моделирования каких-либо процессов;
  • проект выполняется в совместной деятельности учителя, учащегося и членов его семьи;
  • защита проектов не имеет соревновательных, конкурсных оттенков, а носит характер «научной» дискуссии.

Работа над проектом идет в нескольких плоскостях: учитель - учащийся; учащийся и его семья; учитель – семья учащегося.

Этапы работы учителя Этапы работы семьи учащегося
Подбор возможной тематики проекта Обозначение сферы интересов
Вовлечение ребенка и его родителей в тему Осознание целей участия в проекте и его возможностей
Планирование практической части проекта Поиск возможностей реализации практической части проекта
Организация и сопровождение деятельности участников проекта Выполнение проекта
Организация подготовки к защите проекта

На фоне значительно сниженного учебно-познавательного интереса наших учащихся и слабого владения коммуникативными навыками заметно осложняются процессы самовыражения и достижения успеха, особенно в спонтанных, неподготовленных ситуациях. В рамках проектной деятельности появляются возможности для безопасного формирования УУД.

Важным вопросом является вопрос оценивания, как результата проектной деятельности, так и процессов его достижения. В обычной практике завершение учебного проекта предполагает конкурсный результат и бальную отметку по предмету.

В условиях значительной доли совместной с взрослыми деятельности, особенностей восприятия учащимися собственных усилий, ситуаций сравнения себя с остальными считаем целесообразным оценочную деятельность выносить за рамки проектов и использовать только для организации дальнейшей работы с конкретными учащимися и совершенствования деятельности в целом. Нами разработаны и сформулированы необходимые критерии оценки этапа подготовки проекта и этапа его защиты. Каждый критерий представлен в трех уровнях, которых может достичь учащийся, и имеет качественное описание. Результатом оценивания является личный профиль учащегося, который позволяет определить «слабые» места в подготовке учащегося и спланировать дальнейшую работу.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2013/03//chetkova